3782

Летайте паровозами!

Недавно введенная в Казахстане обязательная сертификация запчастей самолетов может спровоцировать массовые задержки рейсов и - более того - угрожает безопасности полетов. Об этом на днях говорили участники совещания в Министерстве транспорта и коммуникаций.
Напомним, в начале августа вступили в силу новые правила Таможенного союза (ТС) по импорту товаров, согласно которым казахстанские авиакомпании обязаны проводить сертификацию каждой детали, закупаемой для ремонта своих самолетов. То есть теперь с импортеров кроме декларации на растаможку груза необходимо получать и сертификат - документ, подтверждающий, что ввозимый товар соответствует нормативным техническим требованиям, разрешенным к применению на территории стран ТС (см. “Дьявол кроется в деталях”, “Время” от 14.9.2013 г.). В этой связи авиакомпании заявили, что новая процедура выльется им в такую сумму, что неизбежно приведет к повышению цен на авиабилеты.
Представители авиаперевозчиков поясняют: поскольку они эксплуатируют воздушные суда западного производства, то и запчасти к самолетам закупают у заводов-производителей. На отдельных лайнерах количество деталей и узлов может достигать 10 тысяч! Почти все они в процессе эксплуатации подлежат замене - какие-то детали надо обязательно обновлять по истечении срока их эксплуатации, другие сами выходят из строя. Теперь на все эти запчасти авиа­компаниям надо получать сертификат соответствия. Но зачем - авиаторы не понимают. Ведь каждый самолет, который они эксплуатируют, уже сертифицирован авиавластями Казахстана, причем со всеми запчастями к нему. Лайнеру уже выдано свидетельство о регистрации и удостоверение летной годности. Между тем новая процедура сертификации влетает перевозчикам в копеечку - от 45 до 90 тысяч тенге за каждую деталь в зависимости от ее сложности.

Чтобы оценить масштабы проб­лемы, достаточно привести один факт: только “Эйр Астана”, парк судов которой насчитывает 27 бортов, в среднем импортирует до 300 самолетных агрегатов и электронных компонентов в месяц!
Но даже не это главное. Основная проблема в том, что в Казахстане (как и во всем СНГ) нет лабораторий по проведению испытаний авиационных компонентов. А в соответствии с правилами ремонта воздушных судов, если на агрегатах повреждены пломбы (это неизбежно при их сертификации), то авиакомпания в лучшем случае лишается гарантии на обслуживание детали, в худшем - запчасть признается неисправной и не подлежит установке на самолет.
17 октября в Минтранскоме прошло совещание по вопросам сертификации запчастей к самолетам. Инициатива его созыва, кстати, исходила от главной транспортной прокуратуры, куда пожаловались представители авиакомпаний. По предварительной договоренности наш корреспондент должен был вылететь в столицу, чтобы присутствовать на этой встрече. Однако в последний момент у организаторов что-то, как говорится, не срослось... Мы отправили официальный запрос и в понедельник получили ответ за подписью зампредседателя Комитета гражданской авиации (КГА) Минтранскома Талгата ЛАСТАЕВА.
Вот что он сообщил:
“Авиакомпании выразили мнение, что в Казахстане отсутствуют организации, имеющие возможность проверить качество продукции зарубежных авиационных производителей. Проведение испытаний, как они считают, носит формальный характер, так как вскрытие опломбированных блоков автоматизированных систем управления (например, “автопилот”), других комплексов приборов и механизмов не допускается даже для эксплуатанта воздушных судов. В случае вскрытия производители не несут ответственности за безотказную работу приборов и оборудования, и, соответственно, не могут быть исполнены требования к обеспечению безопасности полетов”.
Между тем присутствовавший на том же совещании Сергей РАДАЕВ, исполняющий директор по вопросам технического регулирования Национальной экономической палаты “Союз “Атамекен”, в разговоре с нашим корреспондентом огорошил:
- Когда к нам за помощью обратились авиакомпании, мы подключились к работе, и выяснилось: сертификаты перевозчикам выдавались с нарушениями! Сертификация на оборудование для самолетов вообще не требуется! Вы знаете, что есть нормативно-правовые акты - технические регламенты Таможенного союза, которые устанавливают требования безопасности к различным видам товаров. Так вот номенклатура запасных частей для самолетов туда не входит. В частности, это касается низковольтного оборудования, устанавливаемого на воздушном, водном и наземном транспорте. Это сказано в четвертом регламенте Таможенного союза 2011 года.
- Вы донесли эту мысль до присутствующих на совещании?
- Да. Мы указали, что Министерство транспорта и коммуникаций как орган, осуществляющий регулирование в данной отрасли, должно взаимодействовать с таможенными органами, чтобы исключить ситуации, которые могут повлиять на регулярность рейсов и безопасность полетов. Ведь очевидно: если самолет не получит вовремя запасную часть, то, во-первых, сорвется график полетов, во-вторых, может идти речь об угрозе безопасности полетов.
- И какова была реакция чиновников министерства, сидевших на совещании?
- Вице-министр транспорта и коммуникаций Азат БЕКТУРОВ попросил представителей таможни дать разъяснения правильной трактовкой норм положения техрег­ламента, чтобы на таможенных постах не требовали от авиакомпаний прохождения лишних процедур. Что касается органов сертификации, то мы направили письмо в комитет технического регулирования (Министерства индустрии и новых технологий. - В. Б.) с вопросом: почему орган сертификации не разъяснил авиакомпаниям, что запчасти под сертификацию не подпадают? Ведь те, зная это, все равно выдают сертификат авиакомпаниям. Где же тут логика?
По словам Талгата Ластаева, Комитету гражданской авиации и комитету таможенного контро­ля Минфина уже даны поручения провести анализ техрегламентов Таможенного союза и выработать свои предложения до середины ноября. А до этого времени, по всей видимости, авиакомпании и дальше будут вынуждены проходить весьма сомнительную процедуру сертификации запчастей на свои самолеты.

Виктор БУРДИН,фото Руслана ТИМЕРБАЕВА, Алматы

ОТ РЕДАКЦИИ Что ж, ситуация, мягко говоря, своеобразная. У авиакомпаний своя правда, у тех, кто сертифицирует поступающие в Казахстан запчасти, своя. А в чем же, спрашивается, правда клиентов, пассажиров - наша с вами правда? Похоже, пока чиновные паны будут драться, чубы будут трещать у авиапассажиров...
В общем, этот “запчастный случай” - лишний повод убедиться в горькой правоте острословов, переиначивших старый рекламный слоган “Летайте паровозами “Аэрофлота”!”.

Поделиться
Класснуть