7659

Девальвация: быть или не быть?


Ответ на этот животрепещущий вопрос вчера пытались найти участники “круглого стола”, организованного Институтом экономики комитета по науке Министерства образования по случаю 20-летнего юбилея национальной валюты.
Большинство собравшихся - за исключением вице-президента Института экономических исследований Сайлау БАЙЗАКОВА - сошлись во мнении, что девальвации все-таки быть. Более того, главный научный сотрудник Института экономики Вячеслав ДОДОНОВ (на снимке) считает, что этот процесс уже идет. Он напомнил, что с 2011 года по настоящее время курс доллара вырос со 145 до 154 тенге, в то время как валютная часть резервов страны снизилась примерно с 33 до 17,7 миллиарда тенге.
- Могу сказать, что ситуация очень сложная и находится сегодня в той же фазе, какой была в период кризиса и девальвации 2009 года, - объяснил Вячеслав Додонов связь снижения резервов с возможным обвалом тенге.

О том, что казахстанцев в ближайшее время ждет девальвация национальной валюты, говорил в своем выступлении и профессор Казахстанско-Британского университета Нурлан НУРСЕИТ (на снимке). Он объяснил, что подобная мера иногда просто необходима для устранения имеющегося в экономике дисбаланса, чтобы быть конкурентоспособными. А дисбаланс есть, уверен профессор. Проверить это можно, посмотрев данные текущего счета платежного баланса страны: по сведениям г-на Нурсеита, в первом квартале этого года на счету было 1,896 миллиарда долларов со знаком плюс, а во втором квартале - 225 миллионов со знаком минус.
- Дело не в том, проводить девальвацию или нет, - сказал он. - Ее нужно проводить. Но вопрос в том, когда это делать и на сколько процентов, - чтобы не нанести ущерба всей экономике?
Доцент Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова Борис ЛИСАК (на снимке) солидарен с коллегами. Он отметил, что за прошедшие 20 лет тенге обесценился по отношению к доллару более чем в 30 раз. А связано это, по его мнению, с общей ситуацией в экономике, в частности с проблемами банков второго уровня. Не секрет, что ипотечный пузырь уже практически лопнул, и теперь банки делают ставку на потребительские кредиты (сейчас их общая сумма достигла 2 триллионов тенге). Однако на взятые в кредит деньги казахстанцы опять-таки поддерживают иностранного производителя, потому что доля импорта составляет уже более 50 процентов. А наладить собственное производство мы никак не можем, потому что своими руками ослабляем свое конкурентное преимущество. Государство же, вместо того чтобы поднимать производство, выпрашивает деньги у других стран - внешний долг Казахстана, по сведениям спикера, достиг 146 миллиардов долларов. Поэтому правительство и пытается побольше отобрать у народа: об этом говорит увеличение налогов, повышение пенсионного возраста и т.д.
- До тех пор, пока эта ситуация будет работать, угроза девальвации у нас остается, - заявил Борис Лисак. - Речь идет только о том, будет она осуществляться скачкообразно или будет носить “ползучий” характер.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть