16421

Молчи, груз, молчи!

4 декабря с перегрузом почти в 2 тонны с китайского острова Хайнань в Алматы вылетел самолет авиакомпании SCAT (с брендом Sunday Airlines), что создало угрозу жизни его 235 пассажирам. По этому факту авиа­ционная прокуратура Алматы вчера инициировала проверку. В самой авиакомпании уверяют, что ничего не нарушали.
В авиационной прокуратуре факт проверки подтвердили, однако отказались от комментариев. Разъяснить ситуацию мы попросили члена общественного совета при транспортной прокуратуре Амантая ЖОЛДЫБАЕВА.
- 5 декабря в авиационную транспортную прокуратуру поступило письмо от руководства аэропорта Алматы о том, что на рейсе авиакомпании SCAT имел место перегруз - почти 2 тонны, - рассказал Амантай Базарбаевич. - Прокуратура сейчас этим занимается. Этот факт подтвержден рабочей сменой аэропорта: шесть человек составили акт и предоставили все перевозочные документы, которые сейчас находятся у авиационного прокурора.
- Превышение веса - нарушение?
- Даже превышение массы на 1 кг, если подходить юридически, - уже нарушение.
- Это может привести к катастрофе?
- Конечно. У меня опыт работы в авиации - 48 лет, я расследовал очень много авиационных происшествий. Было много примеров, когда самолет не мог оторваться от полосы из-за нарушения предельно допустимой взлетной массы.
За разъяснениями мы обратились в PR-отдел SCAT. В авиа­компании отрицают факт перегруза:
“4 декабря 2013 года после посадки самолета, прилетевшего рейсом VSV 462 Санья - Алматы, группой работников Международного аэропорта Алматы самовольно, без надлежащего предписания со стороны уполномоченных государственных органов была произведена проверка вышеуказанного рейса с перевешиванием багажа пассажиров. Загрузка воздушного судна осуществляется аэропортом вылета, в данном случае - аэропортом Саньи. При выполнении вышеуказанного рейса взлетная масса самолета не превышала максимально допустимой, что подтверждается сопроводительной документацией. Следовательно, аэропорт Алматы ставит под сомнение достоверность сведений не только авиакомпании, но и своих коллег из аэропорта Саньи.

Вызывает недоумение факт столь пристального “внимания” со стороны аэропорта Алматы к деятельности авиакомпании SCAT...”.
На каком основании в Алматинском аэропорту решили, что самолет SCAT из Саньи вылетел перегруженным? Этот вопрос мы задали первому вице-президенту Международного аэропорта Алматы Кобланды ТУМЫШЕВУ.
- Когда в аэропорт прибыл самолет, наши сотрудники решили проверить соответствие сводно-загрузочной ведомости. Этот документ подписывается членом экипажа. В нем указана коммерческая загрузка самолета. По прибытии бортпроводники сдают ведомость сотрудникам аэропорта.
Теперь немного цифр. В 2004 году был издан приказ №188 Комитета гражданской авиации Минтранскома. Этот документ вводит круглогодичные временные нормы расчета веса членов экипажа и пассажиров, из которых рассчитывается взлетная масса. Возвращаясь к нашему случаю, у нас получилось, что суммарный вес пассажиров составляет 18 571 кг. А в ведомости было записано 16 470 кг. Таким образом, превышение веса пассажиров составило 2 101 кг. Когда мы прибавили эту цифру к весу багажа и весу самолета с заправленным топливом, пришли к выводу: максимальная взлетная масса самолета была превышена на 1 864 кг. Иными словами, максимальная взлетная масса данного самолета, “Боинга-757”, должна составлять 113 398 кг, а фактически он вылетел из Саньи с массой 115 262 кг.
- Разъясните, пожалуйста, что такое “максимальная взлетная масса”.
- Это масса самолета, при которой он может взлететь с соблюдением всех правил безопасности полетов. Например, должен быть обеспечен разгон самолета до взлетной скорости. Самолет с массой, превышающей максимально допустимую, может не успеть набрать необходимую скорость, а при отказе от взлета остатка длины взлетно-посадочной полосы может не хватить для торможения самолета. Для самолета также должна быть обеспечена нужная скорость набора высоты, чтобы он не задел деревья или здания близ аэродрома. Превышение максимальной взлетной массы - грубое нарушение правил безопасности полетов. Оно стало причиной многих авиационных происшествий.
Таким образом, мы столкнулись не просто со случайным превышением взлетной массы самолета, а с намеренной фальсификацией сводной загрузочной ведомости! То есть сотрудники компании знают, что нарушают, но пишут в ведомости другие цифры, для того чтобы этот обман не был обнаружен. Чтобы получить выгоду в несколько тысяч долларов, в авиакомпании пошли на риск, угрожающий жизни пассажиров.
Кстати, после выявления этого факта мы стали проверять все рейсы этой авиакомпании за последний год. Обнаружилось неоднократное превышение летной массы. Такие случаи, например, были 7 и 17 января по маршруту Утапао - Алматы.
- В SCAT заявляют, что вы не имели права проводить такую проверку.
- Мы проверяли не авиакомпанию, а ее отчетную ведомость и багаж, на что однозначно имели право! Во-первых, у нас есть договор между аэропортом и авиакомпанией SCAT, в котором сказано: аэропорт вправе требовать от перевозчика выполнения всех законных требований, действующих в Казахстане, и внутренних документов аэропорта. Во-вторых, в нашем уставе сказано: мы можем организовывать любые проверки в отношении багажа, ручной клади и пассажиров. В-третьих, согласно 64-й статье Закона “Об использовании воздушного пространства” аэропорт имеет право проводить инспекцию деятельности авиакомпаний в отношении безопасности полетов. Для этого в аэропорту имеется специальная служба - инспекция по безопасности полетов, которая обязана отслеживать такие случаи.
Опытные авиаторы говорят: когда загрузка самолета приводит к превышению взлетной массы, часть пассажиров нужно высаживать до взлета. Или выгружать багаж либо груз.
- Превышение взлетной массы - это угроза безопасности полетов, страшная вещь! - говорит ветеран авиации Ермек АБДРАМАНОВ. - Тысячи авиаторов кровью написали многие законы, которые должны неукоснительно соблюдаться, в том числе ограничения по весу. И любой летчик, который это нарушает, преступник. Я летал 36 лет и хорошо это знаю. У каждого аэропорта есть служба безопасности, которая имеет право постоянно контролировать прилетающие борта, степень загрузки самолета и массу топлива. И если факт превышения взлетной массы имеет место, то нужно создавать комиссию, расследовать, а экипаж отстранять. К сожалению, сейчас нередки случаи, когда хозяева авиакомпаний больше всего думают о своем кармане...

Виктор БУРДИН, фото Вячеслава ФИРСОВА,  Алматы

P.S. Комитет гражданской авиации тоже подсчитал пассажиров рейса 462 SCAT. Когда номер был готов к печати, уполномоченный орган в авиации поделился своими расчетами с нами. “Комитетом проведена проверка, по итогам которой выявлено отсутствие нарушения требований безопасности полетов. Резерв по предельной коммерческой загрузке воздушного судна составил 1066 кг”, - сказано в сообщении КГА. Осталось только подождать, когда свои расчеты сделает транспортная прокуратура.

Поделиться
Класснуть