10013

Сколько ни говори “Рахат”...

Как мы уже сообщали (см. “Добрались до Сладкого”, “Время” от 21.12.2013 г.), в минувшую пятницу Генпрокуратура обнародовала новость, ставшую для одних сенсацией, для других - официальной констатацией очевидного: истинным заказчиком убийства известного политика, одного из лидеров оппозиции Алтынбека САРСЕНБАЕВА (на снимке) был не Ержан УТЕМБАЕВ (ныне отбывающий тюремный срок по приговору суда), а скрывающийся от казахстанского правосудия некогда всесильный Рахат АЛИЕВ.

Брат Алтынбека Рысбек САРСЕНБАЕВ, Булат АБИЛОВ, Тулеген ЖУКЕЕВ и Ораз ЖАНДОСОВ созвали в Алматы журналистов, чтобы высказаться по поводу нового поворота этого громкого дела.
- Мы стараемся избежать и призываем всех не стать объектом манипуляций с чьей-либо стороны, - заявил Тулеген Жукеев (на снимке). - Естественно, мы не доверяем ни той, ни другой стороне, покуда не будут предоставлены железобетонные доказательства. А многие факты из тех, что сегодня выбрасываются на информационный рынок, были известны еще тогда. Мы выскажем свое мнение после того, как нас ознакомят с материалами дела. Потому что уже начинаются вбросы чуть ли не с клеветой на Рысбека: видите ли, он не побежал, задрав штаны, осуждать Рахата! Ни на чью сторону мы становиться не будем - для нас важна истина.


По словам Булата Абилова (на снимке), подозрения пали на Рахата Алиева с самого начала.
- В 1990-е годы, когда я был в бизнесе, Алиев отличался жесткими методами, когда устраивал передел собственности, - рассказал он. - Можем вспомнить, как он терроризировал Амиржана КОСАНОВА и других людей. Пик этой его деятельности пришелся на конец 2001 года, когда обострилось противостояние создаваемого тогда движения “Демократический выбор Казахстана” с Рахатом Алиевым. Тогда уже было известно, что у него (Алиева. - М. А.) и Альнура МУСАЕВА (подельника Алиева, экс-председателя КНБ. - М. А.) и их группы (многие из этой группы до сих пор работают в Астане) далеко идущие планы. Все помнят, какое тогда было противостояние, как он (Алиев. - М. А.) вынужден был скрываться в бункере и как его потом простили.
Рысбек Сарсенбаев сообщил журналистам: Рахат Алиев обещал ему предоставить информацию об убийстве брата, но так этого и не сделал.
- Алиев намекнул мне, что есть аудиозаписи, другие материалы, - рассказал он. - Мы собирались поехать в Европу и встретиться с Алиевым. До этого мы публично заявляли,
что поедем, и я лично задавал несколько вопросов Алиеву - хотел узнать, действительно ли у него есть какие-то материалы. Тогда Рахат через своих людей сообщил, что его в Европе не будет, и пообещал, что потом мы созвонимся. Но в конце концов он отказался от встречи, обвинив меня в том, что я не доверяю ему и задаю неудобные вопросы. 

Из слов спикеров пресс-конференции можно было сделать вывод: им пока ясно, что ничего не ясно.
- Хотя те новости, которые мы услышали в пятницу (от Генпрокуратуры. - М. А.), кардинально меняют ситуацию, на повестке дня остаются те же самые вопросы, что возникали тогда, - заявил Ораз Жандосов (на снимке). - Единственный шанс для правоохранительной и судебной систем оправдаться перед родственниками Алтынбека и перед обществом в целом - это провести в этот раз всё (новое расследование. - М. А.) на уровне тех стандартов, о которых говорилось выше. Ключевой момент сейчас - сделать так, чтобы общество поверило. Потому что в этом страшном деле по-прежнему больше вопросов, чем ответов. А Ержану Утембаеву (который, судя по всему, скоро выйдет на свободу), первый вопрос будет: кто заставил его написать то покаянное письмо президенту? Зная Ержана много лет, думаю, что он не сможет не ответить...
Журналисты попросили участников брифинга высказать свои предположения о том, почему до сих пор молчит сам Рахат Алиев, который обычно сразу реагирует на какие-либо обвинения в свой адрес. По мнению Булата Абилова, Алиев сейчас обдумывает план действий и в ближайшее время выдаст какой-нибудь финт.

Между тем помимо спикеров вчерашней пресс-конференции есть что сказать многим людям, хорошо знавшим Алтынбека Сарсенбаева и разделявшим его взгляды. К примеру, отставной полковник КНБ Арат НАРМАНБЕТОВ говорил о причастности Рахата Алиева к смерти своего однопартийца еще в 2006 году. Он даже схлопотал за это судимость - тогда еще сверхвлиятельный зять предъявил Нарманбетову иск в порядке частного обвинения. Суд признал бывшего чекиста виновным в клевете и приговорил к одному году лишения свободы. Позже апелляционная инстанция изменила приговор на полтора года условно.
- На тот момент была кое-какая информация насчет того, за что Рахата Алиева потом осудили: переворот, захват власти, - заявил Нарманбетов газете “Время”. - Но на-гора ее выдать без существенных доказательств было невозможно. А по убийству Сарсенбаева пришлось сказать - я тоже состоял в партии (“Ак жол”, сопредседателем которой был Сарсенбаев. - М. А.), и остаться в стороне было бы неправильно. Я дал интервью по поводу причастности Алиева, а уже после суда рассказал о своих подозрениях в отношении переворота. Специфика моей прежней работы такова, что во время бесед кое с кем можно высказывать свои версии - чтобы это ушло “наверх”, чтобы там знали. В конце концов это, видимо, сработало, и Комитет (нацбезопасности. - М. А.) на меня вышел, попросив оказать помощь. Я все им рассказал. Я еще в то время считал, что это убийство - как вспомогательное действие, прелюдия к чему-то более важному. Так и получилось: это было квалифицировано как попытка государственного переворота. А убийство Сарсенбаева должно было создать негативный фон в стране. В руках Алиева и Мусаева на тот момент имелись все оперативные средства. Тем более что это был послевыборный период - они все отслеживали. И когда они увидели, что власть ведет переговоры с Сарсенбаевым, что Утембаев какие-то делает движения, они пошли ва-банк: выкрали человека, убили. В результате одно преступление поглотило другое, и все это было проглочено следственной группой. А то, что следственная группа работала на Рахата Алиева, я перепроверил.
Возникает закономерный вопрос: если данные об истинных заказчиках убийства политика были известны еще семь лет назад, то почему Генпрокуратура “проснулась” только сейчас? Владимир КИРИЛЕНКО, выступавший гособвинителем на судебном процессе по делу об убийстве Алтынбека Сарсенбаева, так ответил на этот вопрос:
- На основе тех доказательств, что были, и был вынесен приговор. На тот момент достоверных данных о том, что причастны Алиев и Мусаев, ни у обвинения, ни у суда не было.
Что ж, остается надеяться на то, что сегодня страна наконец узнала всю правду о самом громком преступлении за всю историю суверенного Казахстана.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть