8967

План Назарбаевой

Почему народных избранников “не кумарит” отчет главы МВД

Сенсация дня: председатель комитета мажилиса по социально-культурному развитию не знает, как пахнет... анаша! Об этом Дарига НАЗАРБАЕВА (на верхнем снимке) сообщила журналистам в кулуарах нижней палаты парламента после традиционного по понедельникам правительственного часа с участием министра внутренних дел Калмуханбета КАСЫМОВА (на нижнем снимке).

Между тем главный полицейский страны впервые публично признал: сетования его российских коллег по поводу того, что львиная доля героина попадает к ним именно через территорию Казахстана, небезосновательны.
- Назрела уже необходимость решения проблемы Шуской долины, являющейся внутренней сырьевой базой наркотиков. К сожалению, наши прежние попытки в этом направлении остались безрезультатными, - сокрушался Калмуханбет Нурмуханбетович.
Подхватив эту мысль, Дарига Нурсултановна предложила “…пе­ресмотреть наш взгляд на коноплю в целом”. По ее словам, это не только наркотики, использующиеся в криминальных целях, но еще и полезная сельскохозяйственная культура, препараты из которой во всем мире используются для улучшения состояния больных, страдающих раком, болезнью Альцгеймера, СПИДом. Из технической и наркотической конопли, по словам Назарбаевой, по всему миру производится 25 тысяч видов продукции.
- Сколько лет уже наши правоохранительные органы борются с коноплей, дико произрастающей в Шуской долине, сколько уже бюджетных денег истрачено на эту борьбу! Эффективна ли она? Давайте зададимся вопросом. Сегодня, может быть, настала пора эту произрастающую дико коноплю использовать в хороших - медицинских - целях, в целях развития народного хозяйства? - вопросила мажилисвумен.
И тут же предложила ноу-хау: передать Шускую долину в управление крупным фармацевтическим компаниям, которые построили бы там завод по производству лекарственных препаратов. Это, по мнению госпожи депутата, позволит не только нанести сокрушительный удар по нелегальному наркобизнесу, но и убить сразу двух социальных “зайцев” - создать новые рабочие места и пополнить казну.
Генерал Касымов по этому поводу заметил: вопрос надо решать кардинально - либо уничтожать посевы, либо использовать их не корысти наркодельцов ради, а пользы народа для. Он напомнил, что в 2012 году Министерство сельского хозяйства подписало антинаркотическую программу, одно из направлений которой - развитие промышленного производства конопли. Однако эти планы реализовать не удалось. Два года назад в МВД даже создали специальное территориальное подразделение, назвав его просто и со вкусом - “Долина”.
- Американцы по донорской помощи построили там инфраструктуру, и она сейчас работает, - сообщил министр нардепам. - В жаркое время, когда уборка (конопли. - Л. Б.) идет, мы туда со всех областей отправляем по 5-15 сотрудников.
И - видимо, чтобы народные избранники поняли, насколько эта служба и опасна, и трудна, - добавил:
- Мы тратим большие деньги на командировочные в период, когда идет там заготовка.
В продолжение “бюджетной” темы оригинальное предложение внес мажилисмен Турсунбек ОМУРЗАКОВ.
- Вы запрещаете осужденным говорить по телефону, - упрекнул он министра. - А крупнейшая американская телефонная компания дает возможность говорить всем, кто там (в местах заключения. - Л. Б.) находится, и 32 процента своей прибыли отчисляет тюрьмам! Пользуясь случаем, парламентарий поинтересовался, будут ли в Казахстане строить частные тюрьмы.
Глава МВД признал: сегодня ни один бизнесмен не вкладывает средства в колонии. Производство там морально и физически устарело, а кое-где и вовсе “загнулось”, поэтому только около половины всех осужденных (а эта армия насчитывает 49 тысяч человек) занято на производстве. Это, по словам Касымова, большая проблема, ведь на содержание одного заключенного государство в год тратит 651 тысячу тенге, а на заключенного СИЗО - 950 тысяч. Так почему бы бизнесу в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) не строить новые колонии, чтобы развивать там свое производство?
Однако Даригу Назарбаеву эта идея Калмуханбета Касымова не “торкнула”:
- Понятно, что мы приняли Закон о ГЧП, закон хороший. Но когда мы говорим о ГЧП в социальной сфере - это одно. А ГЧП в тюрьмах -
совсем другое! Тут другая мера ответственности за безопасность для общества должна быть. Это что же - у нас тюрьмы превратятся в частные гостиницы?! Я не представляю, как это может быть, - отметила мажилисвумен, отвечая на вопрос нашего корреспондента в кулуарах мажилиса.
По меньшей мере, странной показалась ей и другая новация МВД - ввести наркотестирование госслужащих и работников, занятых на производствах с повышенной степенью опасности, а также учащихся школ и вузов. Между тем, выступая на правчасе, генерал Касымов признал: официальная статистика состоящих на учете наркобольных далека от реальности. Так, по его словам, на учете в органах здравоохранения состоит чуть более 40 тысяч наркоманов, из них 3 тысячи женщин и 1,7 тысячи несовершеннолетних. Как отметил министр, в Казахстане система лечения и реабилитации наркозависимых практически не развивается. В одних и тех же наркологических учреждениях проходят лечение больные и нар­команией, и алкоголизмом. Поэтому, считает Касымов, назрела необходимость создания специальных центров медико-социальной реабилитации только для наркозависимых лиц.
Впрочем, общение мажилисменов с главой МВД вышло далеко за рамки проблем с наркотиками и зэками.
Депутат Мухтар ТИНИКЕЕВ поинтересовался, как сегодня наши города обеспечиваются видеонаблюдением, приведя пример Лондона, который буквально напичкан камерами. На что министр парировал: нашей столице будет чем ответить. К международной выставке EXPO-2017 в Астане установят 2,5 тысячи камер видеонаблюдения. Сейчас же в стольном граде 694 всевидящих ока, в Алматы - 156, а в целом по всему Казахстану - 2,7 тысячи видеокамер.
А вот Нурлана АБДИРОВА интересовал вопрос качества расследования дел, которые возбуждают отечественные пинкертоны.
- Здесь говорили о росте преступности, соответственно, растет и количество мест происшествий, которые должны рассматривать специалисты-криминалисты вашего министерства, - резонно заметил г-н Абдиров. - Как развиваются эти подразделения, внедряются ли там современные методики исследования следов, вещественных доказательств?
Ответ министра заставил усомниться в том, насколько надежно наша полиция нас бережет.
- Есть система “Папиллом” по отпечаткам пальцев, есть образ “Плюс-плюс” по лицам. Мы развиваем одорологическую службу, она у нас есть в каждой области - это запаховые следы мы берем, - рассказал Калмуханбет Касымов. - Однако сейчас преступность развивается по-своему, получает информацию. Естественно, если преступник надел перчатки, маску на голову, по сути дела, мы беззащитны. Поэтому мы должны развивать свою криминалистическую службу.
После таких слов главы МВД простым казахстанцам остается надеяться лишь на то, что отечественная криминалистика в самое ближайшее время обгонит по темпам развития отечественную же преступность.
Как говорится, блажен, кто верует...

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Вместо P.S. Уже после правчаса Дарига Назарбаева сочла нужным объяснить медийщикам, почему ее так взволновала тема Шуской долины.
- Надеюсь, меня не обвинят в том, что я наркоманка! - иронично заметила она. - Я никогда в жизни даже не пробовала и не нюхала и даже не знаю, как анаша пахнет. Сегодня в мире существует дефицит конопли, которая используется в фармацевтических целях, он составляет 300 килограммов в год. Себестоимость выращивания культивированной конопли очень высокая. А в Казахстане конопля растет совершенно бесплатно! Но развивать промышленное производство конопли следует под жестким государственным конт­ролем.

Поделиться
Класснуть

Свежее