23687

“Ребята перестарались...”

Рустам ИБРАГИМОВ.

Рустам ИБРАГИМОВ: Адвокат Устимиров велел мне сказать, что Дутбаев и Абыкаев готовят государственный переворот

Вчера в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматинской области в Каскелене состоялось очередное заседание по делу экс-руководителя аппарата сената Ержана УТЕМБАЕВА, ранее признанного заказчиком убийства лидера оппозиции Алтынбека САРСЕНБАЕВА, его водителя Василия ЖУРАВЛЕВА и охранника Бауржана БАЙБОСЫНА.

В начале заседания потерпевшая сторона заявила несколько ходатайств. Маржан АСПАНДИЯРОВА - представитель потерпевших Жаннат БАЙБОСЫН и Ольги ЖУРАВЛЕВОЙ - сделала заявление о неподсуд­ности этого дела специализированному межрайонному суду по уголовным делам Алматинской области. По ее мнению, его должен рассматривать специализированный Военный суд РК, так как осужденные “арыстановцы”, а также экс-председатель КНБ Альнур МУСАЕВ, который вместе с Рахатом АЛИЕВЫМ теперь считается заказчиком убийства, - военные. Адвокат потерпевшего Рысбека САР­СЕН­БАЕВА (брата убитого оппозиционера) Гульнара ЖУАСПАЕВА ходатайствовала об ознакомлении с описью 19-го тома уголовного дела, чтобы удостовериться, что там действительно содержится секретная информация. Она также заявила ходатайство о том, чтобы оповестить и вызвать в суд свидетелей - Алексея КИКШАЕВА, в 2006 году работавшего в администрации президента, одного из людей Рахата Алиева Амана МАКАШОВА и бывшего министра внутренних дел Бауржана МУХАМЕДЖАНОВА. Кроме того, вступивший в дело адвокат вдовы Алтынбека Салтанат АТУШЕВОЙ Марат МУРЗИН попросил разрешения вести аудиозапись судебного процесса. Два из четырех ходатайств судья оставил без удовлетворения, остальные частично удовлетворил: с описью тома разрешил ознакомиться, а допросить решил только Макашова, поскольку Кикшаев и Мухамеджанов находятся за пределами Казахстана.
После этого началось непосредственно судебное следствие. Государственный обвинитель Галымжан ТЛЕУБАЕВ зачитал обвинительное заключение, чем ввел присутствовавших в зале в ступор: речь в нем опять шла о том, что заказал убийство Алтынбека именно Ержан Утембаев. Определив порядок допроса свидетелей, суд заслушал показания Ержана Утембаева.
Свою речь экс-руководитель аппарата сената начал с отрицания предъявленных ему обвинений. Однако признал, что действительно просил Рустама ИБРАГИМОВА (признанного судом исполнителем убийства) “дать по морде” Алтынбеку Сарсенбаеву из-за обидной публикации в СМИ. Чуть позже Ибрагимов, по словам Утембаева, сказал, что у него не получается выполнить просьбу, поскольку Алтынбека постоянно сопровождает телохранитель. После этого Утембаев, по его словам, забыл о своем поручении. В целом же история их знакомства, со слов подсудимого, выглядит следующим образом: примерно в мае-июне 2005 года их познакомил Алексей Кикшаев. Ибрагимова тот представил как бывшего оперативника, а ныне предпринимателя, который ищет финансирование. Утембаев согласился помочь, рассчитывая позже получить прибыль и выйти из игры. Встречались они примерно раз в месяц. Во время очередной встречи, 15 февраля, Утембаев понял: Ибрагимов имеет отношение к убийству Сарсенбаева. А когда его арестовали, под давлением со стороны следствия взял вину на себя. О том, что убийство Сарсенбаева заказали Алиев и Мусаев, Утембаев впервые услышал уже после окончания расследования, когда он и Ибрагимов знакомились с материалами дела: последний, выходя из комнаты, шепнул ему, что сообщил обо всем сотрудникам ФБР.
Адвокаты и представители потерпевших не преминули задать подсудимому мучившие всех столько лет вопросы: о том, например, кто заставил его написать покаянное письмо президенту. Ержан Утембаев ответил, что принял решение самостоятельно. Правда, добавил: написать именно президенту ему “посоветовали”, но кто именно, он вспомнить не может. Маржан Аспандиярову интересовало, как Утембаев, хорошо и грамотно говорящий по-русски, умудрился написать письмо со множеством орфографических и стилистических ошибок. Тот ответил, что виной тому было высокое давление и вообще плохое физическое состояние.
- Я часто думал об этом, почему так произошло, - сказал Ержан Утембаев. - Думал: может, что-нибудь подсыпали, чтобы мной манипулировать, может, какие-то экстрасенсы были. Но физические ощущения говорят, что этого не было.
Адвоката Мурзина интересовало, применяли ли к подсудимому в 2006 году пытки. Тот ответил, что физического воздействия не было, однако были психологическое давление и угрозы.
После обеденного перерыва в зале суда появился Рустам Ибрагимов. Он буквально с порога заявил: истинные заказчики убийства - Рахат Алиев и Альнур Мусаев. Ибрагимов впервые рассказал подробно, как он убил Алтынбека Сарсенбаева. По его словам, он исполнял задуманный Мусаевым сценарий, который, по словам экс-главы КНБ, контролировал Алиев.
По версии Ибрагимова, в 2005 году Ержан Утембаев действительно просил его избить Сарсенбаева. В то же время допрашиваемый подчеркнул, что в беседах с Утембаевым речь никогда не шла о физическом устранении Алтынбека.
А ближе к выборам Утембаев вообще отменил свою просьбу. Узнавший об этом Альнур Мусаев велел Ибрагимову держать Утембаева на крючке и продолжать вести с ним переговоры, намеренно затягивая время. Поэтому Ибрагимов сказал Утембаеву, что уже дал людям команду, и не знает, успеет ее отменить или нет.
Ибрагимов, по его словам, поначалу не знал, что ему придется убивать Сарсенбаева. Мусаев всего лишь просил привезти того на встречу, пообещав за это 30 тысяч долларов. Экс-глава КНБ утверждал: это важное правительственное задание. В начале февраля Мусаев заявил, что “операцию” по доставке Сарсенбаева на встречу необходимо организовать в ближайшие дни, пока президент с семьей (в том числе с Рахатом Алиевым) будет отдыхать в Австрии.
11 февраля Мусаев позвонил Ибрагимову и сообщил, где находится Сарсенбаев. Ибрагимов вместе с Едилем АБИКЕНОВЫМ и Виталием МИРОШНИКОВЫМ поехали за ним и пересадили оппозиционера и его спутников в свою машину.
- Мне позвонил Алеке (Альнур Мусаев. - М. А.) и спросил, как дела, - продолжил Рустам Ибрагимов. - Я сказал, что со мной трое. Он сказал: “Давай “делай” троих...”
12 февраля - на следующий день после убийства Алтынбека Сарсенбаева - Мусаев сообщил Ибрагимову: в ближайшее время его вызовут в полицию. Просил ничего не бояться, потому что “во всех органах власти наши люди”. В крайнем случае, по словам Мусаева, Ибрагимов, мол, отсидит год-два, за что получит “пару лимонов”. Подручный Рахата попросил киллера встретиться с Утембаевым и сообщить ему: его ребята “перестарались” и убили Сарсенбаева. Ибрагимову полагалось записать беседу на диктофон. Он полетел в Астану и 15 февраля встретился в ресторане с Утембаевым, но записывать ничего не стал. По его словам, он лишь передал слова Мусаева Утембаеву. Последнему после услышанного стало плохо, и он покинул ресторан.
Кроме того, Ибрагимов рассказал, почему в 2006 году он заявил в зале суда: руководитель КНБ Нартай ДУТБАЕВ и Нуртай АБЫКАЕВ якобы готовят переворот. По его словам, он получил от своего адвоката Нурлана УСТИМИРОВА записку, которую должен был переписать и зачитать в ходе судебного заседания. Ибрагимов так и сделал. Кроме того, адвокат якобы просил, чтобы Ибрагимов склонил Утембаева дать показания против Абыкаева.
Под занавес вчерашнего судебного заседания Рысбек Сарсенбаев спросил Ибрагимова:
- В Талдыкоргане ты говорил, что не убивал моего брата. Почему сейчас говоришь другое?
- Совесть замучила, - ответил киллер.


Мадина АИМБЕТОВА, фото Дилярам АРКИН, Владимира ЗАИКИНА и с сайта tengrinews.kz, Алматы

Темы:
Поделиться
Класснуть