21630

Неверным курсом идёшь, тенге!

Девальвация: одним - бублик, другим - дырку от бублика.

Жомарт ЕРТАЕВ: Доллар может подешеветь до 170 тенге

“Черный вторник” оказался неприятным сюрпризом не только для простых казахстанцев, но даже для опытных финансистов. Своей оценкой состоявшейся девальвации тенге с читателями газеты “Время” поделился президент Евразийского центра финансового консалтинга, консультант нескольких казахстанских банков Жомарт ЕРТАЕВ (на снимке).

- Столь резкое подорожание доллара в Казахстане на фоне стабильного притока этой валюты в нашу страну и снижения количества тенговой ликвидности в течение последнего квартала может привести к тому, что в республике просто не будет спроса на доллары по установленному Нацбанком курсу - 185 тенге. Дело в том, что у нас в стране нет излишней тенговой массы. Ставка по краткосрочному репо на межбанковском рынке последние три месяца держится на стабильно высоком уровне - 4-7 процентов. То есть в Казахстане нет избыточной массы ликвидности, которая обеспечивала бы большой спрос на валюту. Есть разве что определенная спекулятивная масса, но спекуляции подразумевают как покупку, так и продажу валюты.
Я считаю, что в сложившейся ситуации есть предпосылки для укрепления тенге. Экспорт нефти по высоким ценам как шел, так и идет. Повышения спроса на доллары со стороны тенговой массы нет. Что касается рубля, то теперь либо он должен падать и догонять тенге, либо тенге должен опять укрепиться, чтобы найти золотую для двух валют середину. По моей оценке, сбалансированный курс на текущий момент должен быть в районе 167-170 тенге за доллар. И возможно, уже в ближайшее время мы увидим, что наша валюта укрепится до отметки 180-182 тенге за доллар.  
- Откуда такой оптимизм?
- Хочу особо подчеркнуть, что при оценке проведенной девальвации я опираюсь на статистику и опыт прошлого.  Если вспомнить девальвацию 2009 года, то за предшествовавшие ей полгода мировые цены на нефть рухнули более чем в три раза - до $40/баррель. А российский рубль за период с начала 2008 года по январь 2009-го обесценился к доллару на 44 процента. Напомню, что в России тогда предпочли “ползучую” девальвацию одномоментной. Именно эти два фактора - цена нефти и курс рубля - оказывали и оказывают существенное влияние на формирование курса тенге.
Теперь посмотрим, что происходит с этими двумя факторами сейчас. Цена на нефть сохраняется на стабильно высоком уровне, колеб-лясь возле отметки $110/баррель. Соответственно, в страну стабильно поступает валютная выручка от экспорта углеводородов - так называемые нефтедоллары.
Что касается рубля, то его плавная девальвация, конечно, оказывала давление на тенге, но не такое существенное, как в 2009 году. С начала второй половины 2013 года и по настоящий момент рубль по-дешевел по отношению к доллару примерно на 14 процентов. А тенге вчера был девальвирован сразу на 23 процента. Это значит, что в России накопленный уровень девальвации рубля был почти в 2 раза ниже, чем это вчера одномоментно произошло с казахстанским тенге.
- Теперь жизнь в стране неизбежно подорожает. Что бы вы посоветовали казахстанцам в этой ситуации?
- Советами, увы, сыт не будешь... Что здесь можно предложить? Либо тратить меньше, либо зарабатывать больше. Многое, разумеется, зависит и от работодателя. Например, в Bank RBK принято решение повысить на 10 процентов зарплату сотрудникам. Разумеется, десятипроцентная индексация не может покрыть потенциальные потери от девальвации, но дальнейшее развитие ситуации на валютном рынке зависит от огромного количества факторов. В том числе нельзя исключить и возможность укрепления тенге. Будем отслеживать ситуацию в стране, смотреть на реальный уровень инфляции на протяжении всего года. Если уровень жизни начнет падать, то проанализируем возможность еще одной индексации заработной платы. В этом прежде всего и заключается, на мой взгляд, социальная ответственность бизнеса - создавать достойные условия для своих сотрудников даже в ущерб текущим доходам акционеров. Хотя, в общем-то, для акционеров это даже и не потери, а элементарная инвестиция в человеческий капитал.
- А насколько готовыми к девальвации оказались банки, которые вы консультируете?
- Ни у Bank RBK, ни у Qazaq Banki нет долгов в валюте перед зарубежными кредиторами, средства привлекаются только на внутреннем рынке, поэтому риски девальвации сведены к минимуму. У банков очень хорошие позиции по ликвидности. Проще говоря, эти банки располагают достаточным количеством денег для активного кредитования населения и бизнеса. При этом ставки по кредитам сохраняются на прежнем уровне, никакого повышения ставок, связанного с девальвацией тенге, в этих банках не происходит.


Сергей Неверов, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Поделиться
Класснуть