5080

Безнадёжные секунды

25 декабря 2012 г.: в авиакатастрофе под Шымкентом погибли 27 человек.

Сегодня, 4 марта, в Шымкенте начинается судебное расследование авиатрагедии, произошедшей 25 декабря 2012 года в небе над Сайрамом.
Тогда в результате крушения военного самолета погибло едва ли не все командование погранвойск страны. Жертвами авиакатастрофы стали директор ПС КНБ Турганбек СТАМБЕКОВ, начальник управления погранвойск “Онтустик” Павел ДОЦЕНКО и еще 17 военнослужащих. Виновным в том ЧП следствие признало дис­петчера шымкентского филиала РГП “Казаэронавигация” Каната АКИЛЬБЕКОВА (на снимке).
В тот злополучный день, несмотря на капризы погоды: мокрый снег, ветер - все шло в штатном режиме. Самолеты в шымкентском аэропорту взлетали и садились. Канат вместе с коллегами  “дирижировал” этим процессом. В нужное время на его мониторе появился очередной объект: к аэродрому приближался военный самолет АН-72 из Астаны. Еще немного - и он бы приземлился. Но судно вдруг исчезло с мониторов диспетчера.
- Невероятное изменение высоты и связанное с этим предупреждение я воспринял как ошибочный ответ системы, так как никаких докладов об отказах (оборудования самолета. - З.М.) или нештатных ситуациях от экипажа не поступало, - вспоминает Канат. - Ожидая корректных показаний по высоте, я пытался выйти с экипажем на связь, но он не отвечал. Я был абсолютно уверен, что мы действуем правильно, а значит, ничего страшного произойти не может. Даже когда позвонили чеэсники и сказали, что самолет обнаружен на склоне сопки в 20 километрах от аэропорта, я все же надеялся, что это вынужденная посадка и никто не пострадал.
Вскоре стало ясно: произошло страшное. Из 27 человек, находившихся на борту, включая семь членов экипажа и супругу Стамбекова, не выжил никто. Для выяснения причин трагедии и определения виновных в ней лиц была создана межведомственная следственно-оперативная группа. Ее работой руководила Главная военная прокуратура республики. Не прошло и месяца, как прокуроры огласили предварительные результаты разбирательства. По мнению следователей и экспертов, гибель людей была обусловлена целым рядом причин. Еще в самом начале полета вышли из строя автопилот и радиовысотомер лайнера, произошли сбои в работе барометрических приборов измерения высоты. К числу фатальных ошибок военных летчиков следователи отнесли невключение системы раннего предупреждения земли, а также игнорирование экипажем судна указаний диспетчера об установлении на барометрическом высотомере давления аэропорта Шымкента. Ну а, учитывая туман, сильное обледенение и снег с дождем, что в тот вечер буйствовали над городом и окрестностями, спасти обреченный лайнер могло лишь чудо... А спустя год после трагедии официальный представитель Военной прокуратуры республики Женис ТЕМЕКОВ в интервью одному из телеканалов заявил, что в случившемся в небе над Шымкентом виноват диспетчер филиала РГП “Казаэронавигация” Канат Акильбеков. По словам прокурора, следствие установило факт “нарушения схемы захода на посадку диспетчером Акильбековым, чем создан искусственный дефицит времени для планомерного и безопасного снижения воздушного судна”.
Сегодня Акильбеков должен предстать перед судом в качестве обвиняемого. На время следствия и суда он находится на свободе, дав подписку о невыезде. От подробных комментариев Канат воздерживается. Мужчина связан обетом неразглашения материалов дела лицам, не участвующим в процессе. Зато его коллеги с готовностью пошли на контакт с “Временем”.
- В июне 2013 года московские эксперты из Межгосударственного авиационного комитета, специально приглашенные следствием, - сообщил и.о директора шымкентского филиала РГП “Казаэронавигация” Савелий ГАЖЕВ, - вынесли заключение, что причиной катастрофы стало столкновение судна с землей при неправильном определении его высоты при заходе на посадку в условиях обледенения. Отдельная комиссия оценивала работу диспетчера и радиотехнического оборудования “Казаэронавигации” и пришла к выводу, что действия Акильбекова были правильными, оборудование работало корректно.
Выводы экспертов-международников казахстанские военные следователи обнародовать не стали и в августе 2013 года назначили судебно-технологическую экспертизу, которую проводили исключительно люди военные. Результаты этой экспертизы и легли в основу обвинительного заключения, выдвинутого против Акильбекова.
- Между тем в средствах объективного контроля зафиксировано, что при заходе борта на посадку на аэродроме Шымкента Акильбеков дважды передал командиру экипажа данные о давлении на аэродроме для переключения барометрического высотомера со стандартного давления на давление нашего аэродрома, - поясняет Савелий Гажев. - Стандартным давлением, по которому выполняется полет, считается уровень давления в районе Балтийского моря, и составляет он 760 миллиметров ртутного столба. Когда же судно заходит на посадку, то высота должна отсчитываться с учетом уровня давления в районе местного аэродрома. Эти параметры экипажу сообщает наземный диспетчер, а командир перестраивает барометрический высотомер согласно полученным данным. Дис­петчер уровень давления нашего аэродрома на борт передал, его командир отчитался, что переключился на новый режим, а на деле этого не сделал.
Аэродром Шымкента находится на 422 метра выше уровня Балтийского моря, а экипаж, не скорректировав давление на бортовых высотомерах, был уверен в наличии запаса высоты, которого фактически не было...
- Заход на посадку АН-72 проходил штатно, однако значительное изменение высоты за шесть секунд и, как следствие, выдачу предупреждения диспетчер оценил как ложную тревогу, - говорит Савелий Гажев. - Это потом следствие установит, что между выдачей наземной аэронавигационной системой предупреждения и столкновением самолета с землей было всего четыре секунды... То есть физически обработать информацию, дать команду экипажу и увести самолет от столкновения с землей за эти мгновения просто невозможно!
Но что решит суд?


Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора и с сайта aircrash-zakon.kz, Шымкент

Поделиться
Класснуть