8558

Мы за ценой не постоим?


Правительство Казах­стана собралось построить новый аэропорт близ Алматы. Ожидается, что это будет международный хаб, способный обслужить до 40 млн. пассажиров в год. Согласно расчетам, стройка займет около 10 лет. Но есть ли смысл возводить новую воздушную гавань, если действующая работает не на полную мощь?
О необходимости строительства нового аэропорта в 48 километрах северо-восточнее южной столицы и в четырех километрах юго-восточнее поселка Жетыген Алматинской области сообщил на днях в ответе на запрос депутата мажилиса Николая ЛОГУТОВА премьер-министр Серик АХМЕТОВ.
Как указал глава правительства, в кабмине рассмотрели предложения потенциальных инвесторов, специализирующихся в сфере авиации, после чего была подготовлена концепция строительства нового аэропорта - транзитного хаба для Центральной Азии с пропускной способностью до 10 млн. пассажиров в год на первом этапе с возможностью увеличения ее до 40 млн. человек, а также прилегающего к аэропорту города-спутника с развитой социальной инфраструктурой.
“В целом данный проект одобрен главой государства, инвестором с казахстанской стороны определено АО “ФНБ “Самрук-Казына”, и в настоящее время причастными государственными органами и организациями прорабатываются вопросы финансового, технического и организационного обеспечения реализации проекта”, - отмечается в ответе Серика Ахметова.
По его данным, дальнейшее развитие действующего аэропорта Алматы ограничивается его территориальным расположением, которое сдерживает рост объемов авиаперевозок и пассажиропотока и не позволяет в перспективе использовать эту воздушную гавань в качестве лидирующего пассажирского хаба в регионе. Кроме того, аргументирует премьер, необходимость в новом аэропорте объясняется туманностью Алматинского региона в осенне-зимний период, жалобами людей, проживающих вблизи аэровокзала, по поводу авиашумов и неблагоприятной орнитологической обстановкой.
Мы спросили наших экспертов, что они думают об очередной возможной “стройке века”. И получили в большинстве случаев отрицательный ответ.
- Еще 17 лет назад правительство решило определиться с переносом Алматинского аэропорта, - вспоминает пред­седатель Ассоциации авиаперевозчиков республики Владимир КУРОПАТЕНКО (на снимке). - Были созданы рабочие группы, в которых принимал участие и я. Мы привлекли финских специалистов, провели изыскания, которые длились восемь месяцев, проводились геологические исследования почвы. В результате экс­перты определили наиболее оптимальную точку для нового аэропорта возле Капшагая. Однако тогда посчитали нецелесообразным выносить аэропорт за черту Алматы - это требовало слишком много денег, на тот момент - около 800 млн. долларов. Заметьте, это по ценам середины 1990-х годов, когда все было в разы дешевле! Сейчас же строительство обойдется далеко за 1,5 млрд. долларов.
Куропатенко полагает, что новый правительственный аэропроект плохо просчитан с точки зрения его будущей рентабельности и окупаемости:
- В самый расцвет Казахского управления граж­данской авиации в 1980-е годы мы обслуживали 9 млн. пассажиров в год. И это при том, что стоимость авиабилетов была приравнена к билету на мес­то в мягком вагоне поезда. Тогда тонна авиационного топлива стоила 50 рублей, а сейчас - 1200 долларов!
Действующий-то аэропорт не загружен на полную мощность, там гусей можно пасти! - не без иронии продолжает наш собеседник. - А авторы проекта рассчитывают, что новый аэропорт будет обслуживать до 40 млн. пассажиров в год!
Дилетантство в этом вопросе непозволительно. Нельзя выдавать желаемое за действительное. Нельзя обманывать премьер-министра и главу государства. К тому же почти уверен: в Жетыгене, где хотят строить новый аэропорт, исследования не проводились. Не делались технико-экономическое обоснование и экспертиза этого проекта. А там плавающие грунты, солончак! Дай бог, у правительства хватит ума не вкладывать деньги в этот проект, - высказал свое мнение эксперт.
Выводы Куропатенко разделяет председатель правления авиа­компании Bek Air Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ (на снимке):
- Полагаю, что другой аэропорт надо строить тогда, когда существующий не справляется с работой. Но давайте подсчитаем. Сейчас пропускная способность действующего Алматинского аэропорта составляет 1600 пассажиров в час. То есть за год воздушная гавань способна обслужить более 14 млн. человек, а мы имеем лишь около 4,5 млн. пассажиров. То есть он пока не загружен даже наполовину. Другое дело, что для нормальной работы нагрузка на аэропорт должна быть равномерной в течение всего дня. А что у нас? Сейчас с 5.00 до 9.00 в аэропорту не продохнуть, а потом до 16.00 аэровокзал стоит практически пустой. Такая неравномерная нагрузка складывается из-за желания авиакомпаний летать в утренние часы, и аэропорт пытается идти навстречу перевозчикам, но одномоментные возможности воздушной гавани небезграничны. А если равномерно распределить пассажиропоток, есть ли смысл строить новый аэропорт, тратить деньги, которые непонятно когда вернутся?
Член Алматинского клуба любителей авиации Нико-лай УСТИНОВ (на снимке) обращает внимание на то, что критики действующего аэропорта сетуют на частые туманы в алматинском регионе, из-за чего в осенне-зимний период задерживаются или даже откладываются многие рейсы. Однако, по его мнению, эта проблема вполне решаема:
- Туман в районе аэропорта в большей части спровоцирован примыкающим к нему частным сектором, который в зимнее время отапливается углем. Микрочастицы гари и сажи соприкасаются с влажным воздухом - вот и образуется туман, а точнее - некая дымовая завеса. Ведь часто бывает так, что над городом светит солнце, а в районе аэропорта - туман. И если окончательно и принципиально решить проблему с газификацией частного сектора, о чем акимат Алматы говорит уже не первый год, то и туман рассеется. Ведь дешевле газифицировать дома, чем строить новый аэропорт.
- Что касается настоящих туманов, - отмечает в свою очередь Жумасултанов, - эта проблема была решена еще в 2011 году. Тогда одна из двух взлетно-посадочных полос Алматинского аэропорта получила категорию IIIB ИКАО. С тех пор порт способен принимать самолеты при видимости не более 75 метров. В СНГ, кстати, это единственный граж­данский аэродром, который имеет такую высокую категорию метеоминимума. Но сильные туманы бывают в районе нашего аэропорта редко. Например, за минувшую зиму они случались не более пяти-шести раз длительностью всего два-три часа. Другое дело, что летный состав авиа­компаний, обслуживающихся в Алматинском аэропорту, должен быть готовым работать в таких условиях, а их самолеты - соответствовать метеоминимуму IIIB, т. е. должны быть оборудованы системой автоматической посадки в условиях плохой видимости. Согласитесь, гораздо дешевле подготовить летчиков для таких посадок, чем строить новый аэропорт. Кстати, многие пилоты казахстанских авиакомпаний уже прошли обучение посадкам при сильном тумане. А все современные “боинги” и “аэробусы” оснащены соответствующим оборудованием.
- Насколько будет рентабелен новый аэропорт - еще боль-шой вопрос, - рассуждает Нурлан АХМУХАНОВ (на снимке), авиатор с 40-летним стажем. - Но уже на первых этапах его строительства потребуются тысячи квалифицированных рабочих, которых, заметьте, вместе с семьями придется перевозить в Жетыген и обустраивать там. Ведь стройка рассчитана на десятилетие! Затем потребуется обслуживающий персонал аэропорта. Добавьте сюда пилотов, диспетчеров и других специалистов. Например, когда я работал летчиком, жил в 20 минутах ходьбы от нынешнего аэропорта Алматы, как и тысячи моих коллег. Переселение специалистов - это колоссальные затраты помимо самого строительства. Для этого в Жетыгене целый город нужно строить! При желании можно, конечно, его возвести, мы же столицу новую построили за 10 лет. Но! Пока я не вижу концептуального и компетент­ного подхода правительства в сфере развития гражданской авиации. Подтверждением того является тот факт, что мы пять лет находимся в черном списке Евросоюза. А без профессионального подхода сомнительно решать сложные вопросы развития отечественной авиации.
О необходимости вкладывать дополнительно большие деньги в развитие инфраструктуры говорит и Устинов:
- Если действующий аэропорт находится в черте города, то до нового потребуется построить современную скоростную 50-километровую автодорогу. Добираться туда из города или обратно придется как минимум час. Кроме того, чтобы разгрузить автотрассу, просто необходима будет скоростная железнодорожная магистраль. А при том, что две ВПП нынешнего аэропорта загружены всего на 30 процентов, не проще ли, если это так важно и необходимо, построить дополнительные терминалы близ существующего? Возле аэропорта с северной стороны имеется огромное количество земли.
О расширении возможностей действующего аэропорта говорит и Жумасултанов:
- Несколько лет назад прежнее руководство Алматинского аэропорта начало строить новый терминал. Однако сейчас стройка заморожена, поскольку там нет никакой инфраструктуры - ни канализации, ни электросетей, ни водопровода. Есть проблема с подъездными путями. Нынешнее руководство воздушной гавани, насколько я знаю, отказалось завершать стройку и решило пойти по другому пути. Аэропорт подготовил проект реконструкции нынешнего терминала, который, насколько мне известно, уже прошел этап согласования на градостроительном совете. Согласно этому проекту, существующий аэровокзал планируется увеличить в два раза. На месте старого каркасно-камышитового здания со шпилем будет построен современный терминал. Вдвое увеличится количество телескопических трапов. Таким образом, пропускная способность аэропорта будет увеличена до 2,5-3 тысяч человек в час. При этом ныне действующий терминал будет обслуживать внутренние рейсы, а новый - международные. Проект планируется реализовать к 2017 году. И в заключение отмечу: Алматинский аэропорт уже не первый год приносит доход (чистая прибыль за 2013 год превысила 6 млрд. тенге. - В. Б.). В прошлом году, согласно данным KASE, впервые были выплачены дивиденды акционерам в размере 3 млрд. тенге. О чем это говорит? О том, что аэропорт нормально работает. И запас прочности у него еще есть.

Виктор БУРДИН,фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. Мы очень хотели в этом материале представить мнение компетентного органа - Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана. Но на все наши обращения в его пресс-службу получали уклончивый ответ - типа “подумаем-посмотрим”. Тем не менее мы готовы предоставить газетную площадь специалистам транспортного ведомства и представителям авиационных властей республики для ответов на все вопросы, касающиеся строительства нового аэропорта и сопутствующей инфраструктуры близ Алматы. И заодно просим пояснить: что же все-таки будет с недостроенным терминалом Алматинского аэропорта, о судьбе которого сейчас никто не хочет говорить?

Поделиться
Класснуть