4107

Аграрный кавардак

Острой критике подвергли сенаторы работу Министерства сельского хозяйства на пленарном заседании верхней палаты. Депутаты возмутились: почему Казахстан с его огромным сельскохозяйственным потенциалом буквально завален импортом, а профильное министерство при этом не слышит стенаний фермеров?!

Атмосферу в зале сената накалил на первый взгляд безобидный вопрос повестки заседания - о тарифных квотах на сельскохозяйственные товары между странами - участницами Таможенного союза. Сенатор Светлана ДЖАЛМАГАМБЕТОВА (на снимке) прямо заявила: в Министерстве сельского хозяйства работают дилетанты! Свое смелое высказывание она подкрепила конкретными примерами. Так, руководитель ТОО “Новобратская” Василий БУТАНОВ, по ее словам, жалуется на то, что дешевый импорт мяса из России, Аргентины и Австралии “буквально забивает нашего товаропроизводителя”. Кроме того, добавила сенатор, сегодня цены на корма очень высокие, нет прямого доступа к рынкам сбыта, поэтому себестоимость мяса увеличивается, и заниматься животноводством становится просто невыгодно.
- Я думаю, этот вопрос (проблемы сельхозтоваропроизводителей. - Л. Б.) надо взять на серьезный контроль. Потому что надоело все время говорить одно и то же и слушать какие-то бравурные рапорты! - раздраженно бросила Джалмагамбетова, заочно обращаясь к вновь назначенному премьером Кариму МАСИМОВУ.
Она отметила, что обращалась напрямую к работникам Минсельхоза - направляла депутатские запросы, но воз и ныне там.
- Мне кажется, это оттого, что работники Министерства сельского хозяйства - непрофессионалы, которые сами не знают и не слушают людей! - с укоризной заметила сенатор. - Ведь много людей - профессионалов сельского хозяйства этот вопрос (производство сельхозпродукции. - Л. Б.) задают. ЗЕНЧЕНКО из Северного Казахстана говорит, САУЭР говорит о том, что “мы обращаемся в министерство, нас там не слышат и не слушают”.
К слову, министра сельского хозяйства Асылжана МАМЫТБЕКОВА (на снимке) не было на пленарке, так что выслушивать критику пришлось министру экономики и бюджетного планирования Ерболату ДОСАЕВУ (на снимке), который почему-то и презентовал законопроект о тарифных квотах на сельхозпродукцию. Джалмагамбетова попеняла и ему: почему возглавляемое им ведомство пропускает такие “безликие” программы, как “Агробизнес-2020”, на которые государство выделяет огромные средства?
- В программе ни одного индикатора, чтобы можно было по годам посмотреть, как будет увеличиваться производство мяса, как будет обеспечиваться внутреннее потребление, как будет увеличиваться доля сельского хозяйства в валовом продукте, как будет увеличиваться производительность труда в сельском хозяйстве! Тогда вопрос к министру экономики: зачем ваше министерство пропускает такие программы?
Коллеги подхватили критический настрой Джалмагамбетовой. Сенатор Кожахмет БАЙМАХАНОВ заметил, что производимого в нашей стране риса хватит на два Казахстана, однако 86 (!) процентов потреб­ляемого объема этого продукта завозится из-за рубежа.
- Что мы теперь получили от Таможенного союза? Цена томатов выросла в два раза, свеклы - на 15 процентов, говядины - на 83 процента, конины - на 64 процента! У нас же своей конины достаточно! Получается, мы закупаем всю старую конину в Беларуси, - недоумевал депутат. - У нас в магазинах турецкий, российский, китайский рис, а в Кызылординской области производится 360 тысяч тонн белого риса. Нам его хватит не на 17, а на 47 миллионов населения! У нас на Арале самая высококачественная соль, а мы 96 процентов импортируем. Это же какой позор, ужас! - сокрушался Баймаханов.
Сергей КУЛАГИН возмущен тем, что в стране нет нормального учета производства мяса.
- Зерно, которое мы продаем, через железнодорожные весы идет, через автомобильные - здесь учет понятен. Но все, что внутри, - это всегда подвергается сомнению. Вот мы производим мясо, а учета-то нет. И мы каждый раз с вами говорим, что нарастили 15 тысяч тонн, 20 тысяч тонн. Кто за это может ответить? На самом деле - мясо есть или нет? Где расчеты практические? - сыпал вопросами Кулагин.
А сенатор Ерлан НИГМАТУЛИН выразил большие сомнения по поводу объемов экспорта мяса.
- Вы не оговорились, что 5 тысяч тонн на экспорт? Вы верите в это? - обратился он к Досаеву.
Министру ничего не оставалось, как сказать, что Минэкономики и бюджетного планирования получает статинформацию из различных госорганов, занимается сверкой и наблюдает при этом нестыковки.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

А тем временем

Ветеринарный рвач?

Вчера пресс-служба АБЭКП сообщила, что завершено расследование в отношении руководителя управления ветеринарного контроля и надзора по Астане Нигмата ЖАКУПБАЕВА.

Ранее финполиция сообщала, что в 2012 году он, будучи председателем комитета ветконтроля и надзора Министерства сельского хозяйства, подписал якобы фиктивные акты выполненных работ по строительству однотипных модульных районных ветеринарных лабораторий в трех селах Восточного Казахстана, причинив ущерб государству на 83 миллиона тенге. Однако в ходе расследования уголовных дел, утверждает финпол, установлены новые факты коррупционных преступлений Жакупбаева.
- Таким образом, общая сумма ущерба, причиненного государству при строительстве ветеринарных лабораторий в семи селах Восточно-Казахстанской области, составила 340 миллионов тенге, - отмечают в антикоррупционном ведомстве.
Жакупбаева также обвиняют в том, что в 2012 году он по заключенным дополнительным соглашениям на строительство районных ветеринарных лабораторий якобы незаконно перечислил на расчетный счет ТОО “Фирма “СпецСтройАзия” 123 миллиона тенге в виде аванса.
В связи с пожилым возрастом и состоянием здоровья Жакупбаев был отпущен под залог. 31 марта 2014 года он ознакомился с материалами уголовного дела. В тот же день уголовное дело с обвинительным заключением направлено в прокуратуру для дальнейшей передачи в суд.

Лэйла БАСАРОВА, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее