9744

Бастыки, ходите пешком!

Нурлан ЕРИМБЕТОВ: Протестные настроения рождаются между Акордой и Домом министерств

Ровно 100 дней отработали на своих постах премьер-министр Карим МАСИМОВ и глава администрации президента Нурлан НИГМАТУЛИН. Случились ли какие-то серьезные изменения за этот промежуток времени, появились ли новые требования к работе чиновников? Об этом в интервью газете “Время” рассуждает политолог, лидер Гражданского альянса Нурлан ЕРИМБЕТОВ (на снимке).

- Уже стало традицией отмечать какие-то изменения в работе того или иного органа через 100 дней после назначения нового руководителя. У нас первый “юбилей” одновременно отмечают и в администрации президента, и в правительстве. На ваш взгляд, за этот промежуток времени казахстанцы стали жить лучше или хуже, учитывая недавнюю девальвацию и заметный рост цен?
- Всем понятно, что за 100 дней ничего не сделаешь. Но я бы хотел начать не с оценок работы, а со старой истории, которая приключилась со мной еще в студенчестве. Я учился в Москве, и на какой-то международный форум приехали ребята из Франции. Мы тогда знали по именам всех членов Политбюро, всех секретарей ЦК, а они даже не могли назвать имя мэра Парижа или премьер-министра своей страны! И мы тогда называли их политически неграмотными и чувствовали свое превосходство. А через много лет я понял, что в этом и заключается счастье простого гражданина - не знать, кто там, наверху, потому что от этого не зависит твоя жизнь. Государство и так гарантирует твою стабильность и защищенность, и не важно, кто при этом отвечает за чистоту улиц Парижа или Астаны. И я бы очень хотел, чтобы моя жизнь не зависела от нового премьер-министра или руководителя администрации, чтобы я не переживал, не загонит ли страну новый руководитель Нацбанка в очередную девальвацию. Вы понимаете меня? Государственный механизм должен работать вне зависимости от персоналий. А каждый чиновник - пусть даже очень высокопоставленный - должен быть винтиком, пружинкой, но никак не определяющим фактором.
И даже если сейчас рассуждать о том, сумело ли правительство смягчить удар от девальвации, удержать инфляцию в нужном коридоре, то здесь будет однозначный вывод: экономические трудности никак не связаны с личностью премьера или руководителя администрации. Есть объективные причины, почему так произошло - всемирные экономические дрязги, особенности строения нашей экономики и так далее. И я бы не хотел, чтобы сейчас борьбу с высокими ценами кто-то сделал своим жирным плюсом. Нужно понимать одну вещь: мы можем поднять зарплаты всем казахстанцам в 2-3 раза. Но это не означает, что люди начнут жить лучше. Тут же подскочат цены, вырастут коммунальные платежи и многое другое. Поэтому сейчас надо заниматься не популизмом, а решением злободневных задач. И я вижу, что именно этим занимается правительство. Премьер поехал по регионам, а не стал вызывать акимов в свой мраморный кабинет. И я вижу, что он сейчас не только посещает объекты для бастыков, но и общается с людьми, заходит в подъезды, дворы, ездит по разбитым дорогам, а не только по центральным улицам, где покрашена трава к визиту. У нас ведь есть талант - даже в самом убитом аэропорту есть VIP-зал, через который летает аким и встречают дорогих гостей. Но чтобы знать, чем живет страна, надо выходить не из VIP-залов. Когда в новостях показывают, что премьер ходит пешком по улицам, я в этом вижу огромный плюс. Мне кажется, чиновникам больше нельзя прятаться за тонированными стеклами “мерседесов”. Сейчас стоит вопрос о национальной безопасности страны. Мы же видим, что происходит вокруг нас, в соседних государствах. Что бы там ни говорили про внешние факторы и вмешательство третьих стран, проблемы начинаются внутри - коррупция, безработица, безразличие власти. Если мы не будем обращать на это внимание, то результат может быть весьма плачевным.
- Не преувеличиваете, Нурлан Кенжебекович?
- Нисколько! Я считаю, что в нашем регионе тревожная обстановка. Раньше понятие “религиозный экстремизм” было для нас в диковинку, а сейчас чуть ли не каждый месяц кого-то осуждают по этой статье. Все больше нашу молодежь втягивают в секты, а соотечественники открыто участвуют в джихадах, возят туда-сюда свои семьи. Увеличивается наркотрафик - об этом открыто заявляют правоохранительные органы. Обостряются межнациональные отношения - особенно на фоне споров вокруг Украины, и это не нужно скрывать. А дивиденды от таких конфликтов получают провокаторы. Это неудачники по жизни, не сумевшие найти себе применение. Чтобы удовлетворить свои потребности, они поднимают знамена национального и религиозного превосходства над другими народами и религиями. И все это приводит к обострению обстановки внутри страны. Этими вопросами должны заниматься руководители государства в первую очередь. А когда задачи усложняются, усиливается кадровый отбор. Я думаю, сейчас на самом верху будут назначать не чьих-то братишек и племянников, а настоящих профессионалов. У правительства должен сработать инстинкт самосохранения. Возникает резкая потребность в честных людях, а не просто в преданных исполнителях.
- Вы опередили меня, заговорив о кадрах. Многие ждали более серьезных изменений в составе правительства с приходом Карима Масимова - особенно в экономическом блоке кабмина. Но фактически пока он поменял только главу Министерства обороны. Означает ли это, что все остальные министры со своими обязанностями неплохо справляются - или готовятся массовые перестановки?
- Если вам интересно мое мнение, то я против постоянных смен руководителей министерств и ведомств. Например, у нас уже было почти полтора десятка министров образования за каких-то 20 лет. То есть в среднем человек работает не более полутора лет. А вместе с ним менялись и вице-министры, начальники департаментов, управлений и так далее. Вот так у целого класса чиновников выработалась психология временщиков. Хорошо ты работаешь или плохо - это неважно, тебя все равно заменят. У нас постоянно какие-то реформы, реорганизации, слияния, разделения. Теряется преемственность. Другой пример - туризм. Сколько уже денег вбухано в эту отрасль, сколько надежд с ней связывают. Ведь действительно у нас гостеприимный народ, много красивых мест. Почему же иностранцы к нам не едут тратить свои деньги? Так мы сами не можем сформулировать, каким должен быть наш туризм. Мы его то к спорту присоединяем, то в Мининдустрии отдаем, то в агентство перекидываем. Кто сейчас отвечает за туризм, вы знаете? Вот и я не знаю. Возьмите любой амбициозный проект, который был задуман лет десять назад нашим правительством, - он точно не функционирует. Тот, кто его придумал, уже давно работает в совершенно другой отрасли. Чиновники - крупные, мелкие, средние - чуувствуют себя временщиками. Они знают, что сегодня сидят здесь, завтра их стол и стул перевезут в другое помещение и сменят табличку на входе, а может быть, просто сократят и выбросят на улицу. Люди даже не догадываются, что их ждет в будущем. И в результате у нас прямо в гос­аппарате возникают протестные настроения. Да, это звучит удивительно, но как раз между Акордой и Домом министерств зарождается целый пласт недовольных своей жизнью. И эти люди имеют доступ к секретным материалам, они наделены властью, у них есть все необходимые ресурсы, но они несчастны! И что творится в их головах, никто не знает. Мы занимаемся социсследованиями, и наши респонденты честно говорят: нам не нужна высокая зарплата, нам нужна стабильная работа. А ее как раз у чиновников нет!
- Честно говоря, далеко не всех чиновников хочется жалеть. Например, последние кадровые перестановки акимов регионов сопровождаются скандалами - то на советника какого-нибудь уголовное дело заведут, то на мэра города, то на самого руководителя области. Мне кажется, это связано не с психологией временщиков, а, скорее, с желанием срубить денег.
- Акимам нельзя давать засиживаться. Они работают гораздо дольше министров, но все-таки 3-4 года - это оптимальный срок для руководителя региона. Вспомните советский опыт - первый секретарь обкома больше 4-5 лет на одном месте не сидел, его переводили или в столицу, или в другой регион. И делалось это для того, чтобы он не успевал обрасти коррупционными связями. Человек ведь привыкает, глаза замыливаются. Ну, плохая дорога, и ладно. Затоплены подвалы - всегда так было. А новый персонаж все будет воспринимать остро, бескомпромиссно. И главное - здесь также надо подходить к назначениям очень осторожно. Мы живем в одной стране, у нас не федерация, а республика. И не должно быть никаких региональных группировок, и уж тем более назначений с учетом места рождения, рода и жуза. Знаете, вот я интересуюсь политикой, многих руководителей знаю лично, регулярно бываю в областях. И меня пугает, что часть акимов для меня - обычная безликая масса. Человек не производит никакого впечатления вообще. Но аким должен быть политиком, он должен бороться за свой авторитет, доказывать свою нужность на этом посту. Знаете, я иногда смотрю новости и расстраиваюсь. Идет посевная, работяги возле тракторов грязные стоят, а рядом с ними аким в итальянской рубашке и французском галстуке дает наставления. Или в цех приходит поруководить. Зачем вы сами выставляете себя на посмешище? Еще один важный момент - акимы почему-то дико боятся людей. У нас какой-нибудь митинг или акция протеста - людей разгоняет или прокуратура, или ОМОН. Почему руководитель города или области не может выйти к своим же соотечественникам и узнать причину их недовольства? Я за последние годы только один случай знаю, когда глава региона вышел в народ - аким Восточно-Казахстанской области Бердибек САПАРБАЕВ поехал к митингующим оралманам и решил их проблемы. Сидел с ними допоздна в джинсах и куртке, пока все не высказались. И вот мне интересно: у других акимов вообще есть джинсы в гардеробе - или только белые рубашки?

Беседовал Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира Заикина и с сайтов rus.azattyq.org и yandex.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть