4247

Туры во сне и наяву

Казахстанские турагенты со скепсисом отнеслись к намерению Национальной палаты предпринимателей (НПП) стать еще и национальным туроператором. Во-первых, говорят они, пусть каждый занимается своим делом, а туризм - это то, что налаживается и создается годами. А во-вторых, место расписавшейся в бессилии фирмы “Гульнар Тур” уже занял один из крупнейших российских операторов.

Напомним, о готовности НПП стать национальным туроператором заявила на брифинге в Астане в минувшую среду зампредседателя правления этой палаты Гульнар КУРБАНБАЕВА. Тогда же она сообщила, что в связи с ситуацией вокруг “Гульнар Тур” может быть сорван отдых на зарубежных курортах 11 тысяч казах­станцев.
- Все три гульнартуровские цепочки рейсов турецкой авиакомпании AtlasJet из Алматы и Астаны зафрахтовала крупная российская компания, оплатив авиаперелеты до конца сентября, - рассказала вчера директор одной из павлодарских турфирм Анастасия БАХМАТОВА (на снимке), на днях принимавшая участие в неофициальном собрании туроператоров и турагентов в Астане и согласившаяся передать газете “Время” царящие в профильной среде настроения в связи со сложившимися трудностями нынешнего летнего сезона. - На 26 июля у них намечен первый вылет из Алматы, на 28 июля - из Астаны. Расписание рейсов осталось то же самое, что и у “Гульнар Тур”, а вот цены на турпакеты снизились. По нашим расчетам, на 300-400 долларов от того, что предлагают отечественные туроператоры. Поэтому казахстанские компании ждут тяжелые в плане конкуренции времена, многие могут не выжить. Тем более что у занявшей нишу “Гульнар тур” компании в собственности 70 самолетов, большая отельная база, они имеют возможность не один год здесь демпинговать, чтобы привлечь клиентуру и турагентов к сотрудничеству.
Среди различных версий причин краха крупнейшего казахстанского туроператора называют происки неких сил. Подобные слухи особенно активизировались после вышеуказанного брифинга Гульнар Курбанаевой.
Однако специалисты в области туризма заявляют: на самом деле палки в колеса туроператору вставить очень тяжело. Его можно “закрыть” либо по налоговой части - душить налоговыми проверками, либо лишить неба, то есть авиаперевозок. Ни того, ни другого в ситуации с “Гульнар Тур” не было. Ведь если бы турфирма добросовестно расплачивалась за перевозки, AtlasJet продолжала бы ее добросовестно обслуживать. Скорее всего, полагают эксперты, была попытка “Гульнар Тур” заниматься новыми видами услуг, в частности, карго - грузовыми перевозками, для чего туда были отвлечены оборотные средства компании. Причем проблемы с оборотными средствами в компании стали заметны еще в 2010 году, когда она предпринимала попытки организовывать вылеты из Уральска, Актобе, но тут же их прекращала из-за отсутствия средств.
Между тем казахстанских турагентов, чьи клиенты пострадали в истории с “Гульнар Тур”, в данный момент больше интересует, как поведут себя страховщики.
- Мы страховались в “Казахинстрахе”, - продолжает Анастасия Бахматова. - Письменный ответ они пока никому не прислали, но в устном порядке уже заявили, что им нужно будет предъявить документы о банкротстве “Гульнар Тур” и решение суда - по иску туристов к нам как к турагенту. При этом вспоминается прошлогодняя ситуация, когда отечественная страховая компания НСК отказалась выплачивать нам страховку даже несмотря на то, что было решение суда. Клиенты купили тур в Индию у российского туроператора, а визу открывали здесь. Виза была открыта в Индию, пункт прилета значился Дели, а клиенты полетели на Гоа - и их депортировали. Суд туристы выиграли, деньги мы им возвратили, а страховая компания выкатила нам более 10 пунктов, что это не страховой случай, хотя мы заключали с ней договор гражданско-правовой ответственности. Так что не исключено, что, даже пройдя суды с туристами, турагенты не смогут получить от страховщиков деньги и вынуждены будут судиться. А это дополнительные траты времени, денег и нервов.
Вот в крупных европейских страховых компаниях таких историй нет - там при наступлении страхового случая выплаты производятся очень быстро, и для этого не требуются судебные решения, - отмечает наш собеседник. - У крупных страховых компаний более расширенные варианты договоров, и, если в них прописано, что неисполнение одной из сторон своих обязательств является страховым случаем, страховка выплачивается без проблем.
После скандала с “Гульнар Тур” турагенты вспомнили, что еще два года назад обсуждался вопрос о создании кризисного фонда, в который бы каждый турагент и туроператор, входящий в госреестр, был бы обязан перечислять определенную сумму. В случае форс-мажорных или непредвиденных ситуаций этот фонд можно было бы распечатывать, чтобы оплатить вылеты застрявших на курортах туристов и частично возместить ущерб тем, кто по вине туроператора не смог воспользоваться оплаченной путевкой. В России такие функции успешно выполняет коллективный фонд ответственности “Турпомощь”, чья деятельность регламентирована на законодательном уровне. Наши же законодатели, как сетуют казахстанские турагенты, беспокоиться о безопасности туристов пока не хотят.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора и ото Натальи Шимолиной , Павлодар

Когда верстался номер

Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана уговорило руководство AtlasJet возобновить полеты с 19 июля этого года, сообщила вчера пресс-служба ведомства.
Согласно информации, Минтранском направил письмо в адрес турецких авиационных властей, а также компании AtlasJet “с жестким требованием немедленно возобновить полеты и продажу авиабилетов в открытом доступе”.
- В результате настоятельных рекомендаций Минтранскома авиакомпания приняла решение возобновить полеты как можно скорее, - отметил заместитель председателя комитета гражданской авиации Минтранскома Талгат ЛАСТАЕВ, которого процитировала пресс-служба.

Поделиться
Класснуть