3623

Хоть “караул” кричи!

 

Ситуация на рынке ГСМ критическая. Такое громкое заявление вчера на пресс-конференции в Астане сделали представители Казахстанской топливной ассоциации (КТА).

По словам председателя ассоциации Болата АУЕТАЕВА, некоторые автозаправочные станции из-за дефицита нефтепродуктов вынуждены ограничить отпуск в одни руки либо полностью перейти на талонную систему обслуживания.
В КТА проанализировали ежемесячные поставки самого ходового бензина марки Аи-92. По их данным, в января-феврале 2014 года наблюдалось снижение его поставок на 20 процентов, чем за аналогичные периоды 2013 года. В марте, апреле и мае поставки были в два раза ниже прошлогодних. В итоге ухудшение ситуации с поставками нашло отражение в повышении оптовых цен.
- К нам обратился один из участников рынка. Ему предложили вывезти бензин с нефтебазы по 110 тенге. Плюс транспортные расходы - получается 116 тенге, а продавать он с заправки может по 115 тенге, - сообщил Ауетаев.
В топливной ассоциации даже подозревают Министерство неф­ти и газа и нацкомпанию КМГ в некоем сговоре.
- Складывается впечатление, что государство в лице Министерства нефти и газа совместно с компанией “КазМунайГаз” создают искусственный дефицит нефтепродуктов в Казахстане. При этом, по информации ТОО “ҚазМұнайГаз Өнiмдерi”, до конца текущего года операторство принесет компании убытки до 3,4 млрд тенге, если они будут далее продолжать это операторство, - сказал председатель КТА.
На днях министр нефти и газа Узакбай КАРАБАЛИН сообщил, что монополия “ҚазМұнайГаз Өнiмдерi” на импорт бензина из России отменяется. Заслугу в этом деле в Казахстанской топ­ливной ассоциации приписывают себе, так как с весны они жаловались на эти действия в Генеральную прокуратуру, Агентство по защите конкуренции и премьер-министру. Хотя даже такая мера, по их мнению, запоздала - в России поднялись цены на бензин, и возить его оттуда невыгодно. Кроме того, северные соседи предпочитают продавать топливо в Киргизию, где государство не регулирует цены на ГСМ, утверждают в КТА.
По словам членов ассоциации, иногда отечественные оптовики предлагают 92-й бензин даже по 115 тенге. Такая информация вызвала вопрос о качестве топлива на автозаправках. Не продают ли потребителям 80-й с присадками вместо 92-го?
- Члены нашей ассоциации берут обязательства соблюдать качество, - сообщил Болат Ауетаев.
- Вы говорите о дефиците и росте цен. Но на окраинах города 92-й бензин иногда продают дешевле, чем обычно, по 113 тенге, например.
- Нет, такого уже нет! Съездите посмотрите, если не верите, - раздались крики с задних рядов.
Оказалось, что пресс-конференцию проводят не бизнесмены, а юристы и другие ответственные лица КТА. А собственно владельцы АЗС сидят в одних рядах с журналистами.
В кулуарах они поделились своими проблемами. На стандартной заправке, оказывается, может быть более десяти рабочих мест. Этим людям надо платить зарплату. Один из владельцев автозаправки Сергей ЕРОХИН сетует, что бюджет АЗС трещит по швам.
- Сейчас у меня вообще нет топ­лива. Даже талоны приостанавливаем. Сейчас вот, допустим, негде закупить. Дизтоплива вообще нет. Сейчас тем более август - уборка на носу. Остается закрываться, нести убытки. Работникам приходится задерживать зарплату.
Его коллега Талгат АБДЫКАРИМОВ утверждает, что готов продавать дизтопливо по той же цене, что купил, но даже так не получается.
- ГСМ нет. Негде купить. Вот на прошлой неделе было предложение купить солярку по 122, 125, 126 тенге. Но смысла нет его покупать. Хотя есть клиенты, которые тендеры выигрывали - строители, дорожники, они говорят: давай хоть по 130, хоть по 140 тенге. Потому что обязательства у них перед генподрядчиками. Но мы не имеем права по налоговому законодательству продавать дороже 115 тенге, - рассказал Абдыкаримов. - Я готов по 115 купить и по 115 продавать, чтобы не терять клиентов.
- Так вы в минусе получается?
- Да. Уже не знаю, чем платить своим работникам.
Для нормализации ситуации на розничном рынке нефтепродуктов ассоциация считает необходимым принять меры по обеспечению выделения заявленных объемов розничным реализаторам согласно заявкам на лимитированный объем нефтепродуктов. Также ввести обязательное государственное регулирование предельных цен на ГСМ для оптовых поставщиков с установлением маржинальности между оптовой и розничной ценой в 30 процентов.

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора и Владимира Заикина, Астана

 

Поделиться
Класснуть