5558

Голый бензопистолет, или Делай, как Школьник!

В минувшие выходные казахстанцы вновь ощутили острую нехватку бензина и дизельного топ­лива на АЗС. И если до недавнего повышения цен на ГСМ их дефицит можно было как-то оправдать, то теперь огромные очереди на заправках не поддаются линейной (по большей части) логике автомобилистов.

С ограничениями на розничную продажу топлива казахстанцы столкнулись еще в середине августа, когда топливо на некоторых АЗС можно было купить в лучшем случае по талонам (см. “Здесь больше не нальют”, “Время” от 14.8.2014 г.). Тогда дефицит объясняли просто: мол, после февральской девальвации топливо так и не подорожало, и теперь его стало невыгодно завозить из соседней России, от которой мы продолжаем сильно зависеть. 21 августа Министерство национальной экономики повысило предельные розничные цены на самый ходовой бензин марки Аи-92 и дизельное топливо (см. “Горючая новость”, “Время” от 23.8.2014 г.). Однако напряжения на заправках это не сняло.
- Вечером пятницы, 29 августа, я объехал пять АЗС, в том числе Royal Petrol, Sonar - нигде не было бензина , - рассказал нам алматинец Игорь МЕДВЕДСКИЙ. - Только на “Гелиосе” мне предложили 95-й бензин по цене... 328 тенге за литр! На 3 тысячи тенге мне залили всего 9 литров - этого хватило, чтобы доехать домой и утром встать в огромную очередь на АЗС SinoOil, чтобы там заправить полный бак.
Судя по активным комментариям в соцсетях, многие казахстанцы столкнулись с той же проблемой, что и Игорь. Кое-кто даже сообщил, что ездил с канистрами вызволять друзей, чьи авто заглохли по дороге.
Многие с места в карьер поспешили обвинить сети АЗС - есть мнение, что они намеренно придерживают топливо, предвкушая его дальнейшее подорожание. Однако в Казахстанской топливной ассоциации (КТА) это решительно опровергают.
- АЗС от поднятия цены почти ничего не выигрывают, - заверил нашего корреспондента юрист КТА Жаксылык ЖАНКАЛОВ. - Например, из 13 тенге, на которые в августе подорожал литр Аи-92, заправкам остается максимум 2 тенге. А за хранение бензина на нефтебазах берут 3 процента в месяц от объема топлива. К примеру, если сеть АЗС хранит 100 тонн бензина, то 3 тонны должна отдать нефтебазе. Заправкам это невыгодно, лучше быстрее пустить топливо в оборот.
В КТА полагают, что дефицит нефтепродуктов прямо и косвенно создали профильные министерства и ведомства - бывшее Министерство нефти и газа, АЗК, АРЕМ, а также компания “ҚазМұнайГаз” и оптовые операторы-ресурсодержатели. Последние, по мнению КТА, попросту не выполняют взятые на себя обязательства и отказываются поставлять распределенные объемы топлива. От себя добавим - не исключено, что эти операторы решили продать часть нефтепродуктов в ту же Россию, где бензин значительно дороже.
- Механизм распределения топ­лива внутреннего производства такой: операторы, у которых есть нефть (их порядка 30), передают на НПЗ заявку на переработку неф­ти, - рассказывает Жаксылык Жанкалов. - Заявки эти отправляются также в бывшее Министерство нефти и газа (ныне Министерство энергетики. - В. Б.). Чиновники видят, сколько нефти будет переработано в следующем месяце, и на основании этого распределяют объем бензина по областям. Далее акиматы областей решают, какой сети АЗС и сколько выделить бензина. Обязать ресурсодержателей выделять определенный объем нефти никто не может. К тому же распределение топлива - сфера абсолютно непрозрачная. Например, в Астане есть компании, у которых нет АЗС, но они получают больше половины выделенного объема топлива.
В ассоциации провели анализ ежемесячных поставок бензина Аи-92, распределяемых бывшим Министерством нефти и газа, и пришли к выводу: с января этого года поставки “народной” марки бензина снижались в среднем на 10 процентов ежемесячно.
Ситуацию усугубил введенный с апреля по август 2014 года зап­рет импорта нефтепродуктов из России, который раньше покрывал до 40 процентов потребностей казахстанского топливного рынка. При этом, по данным КТА, единый поставщик горючего из соседней страны - ТОО “ҚазМұнайГаз Өнімдері” - согласно графику поставок нефтепродуктов на 2014 год в июне должен был поставить 112 тыс. тонн, а в июле - 50 тыс. тонн бензина Аи-92. Фактически же компания импортировала в июне 15 тыс. тонн, в июле - 12 тыс., то есть всего 16,7 процента от запланированного объема. Аналогичная ситуация - с дизельным топливом: график поставок соляры выполнен лишь наполовину.
Недавно запрет на импорт из России был снят, однако розничным реализаторам приобретать топливо на оптовом рынке ГСМ не имеет смысла: свободная оптовая цена на бензин Аи-92 составляет 123-125 тенге за литр (по дизельному топливу предложения вообще отсутствуют).
- Бензин - не хлеб, который можно быстро испечь и продать, - говорит Жаксылык Жанкалов. - Существует целая система поставок топлива из России. Скажем, в августе разрешили импорт бензина, и наши компании тут же подали заявки россиянам. Те только в сентябре скажут, по какой цене они продадут топливо. То есть сейчас, в начале сентября, еще никто не может сказать, сколько будет стоить российская “горючка”. Даже если цена устроит заказчика, поставщик будет отрабатывать заявку в течение месяца. То есть российское топливо прибудет (если прибудет) в Казахстан не раньше начала октября. При этом завезенные ранее запасы топлива уменьшаются: на сентябрь остаток составил всего 95 тыс. тонн - этого хватит примерно на 10 дней.
29 августа АО “КазМунайГаз-Переработкамаркетинг” заявило о дополнительном импортированнии бензина и солярки из России, несмотря на вероятный убыток для себя. В августе 2014 года ТОО “ҚазМұнайГаз Өнімдері” заключило дополнительные контракты с российскими компаниями “Башнефть”, ЛУКОЙЛ и др. на 34 тысячи тонн нефтепродуктов. Всего же для удовлетворения повышенного спроса казахстанцев на “корм” для железных коней необходимо дополнительно импортировать в сентябре около 176 тыс. тонн неф­тепродуктов, в том числе бензина Аи-92 140 тысяч тонн, дизельного топлива - около 36 тысяч тонн.
Долго ли “ҚазМұнайГаз” будет спасать страну, жертвуя собственными прибылями, остается только догадываться. Зато как божий день ясно другое: отечественные НПЗ в ближайшей перспективе не смогут полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка. А посему очередное подорожание цен на бензин - дело времени.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и Владимира Третьякова, Алматы

P.S. Вчера министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК (на снимке) подсказал утомленным бензиново-дизельной “диетой” согражданам конгениальный выход: ходить на работу пешком (как делает сам Владимир Сергеевич), добираться до службы общественным транспортом или... падать на хвост “соседям по подъезду”. Если это и есть официальное изложение панацеи от бензинового кризиса по-минэнерговски, то... Остается лишь поторопить депутатов парламента с выполнением высказанного в тот же день президентского поручения: законодательно закрепить за всеми министрами ответственность за принимаемые их ведомствами решения и их исполнение. Глядишь, персональный лимузин г-на Школьника подвезет на службу пару-тройку простых бюджетников, пока хозяин авто шевелит ногами. А если этому благому примеру последуют все чиновники нашей благословенной родины, то она (родина) забудет о топливном кризисе как о кошмарном сне...

Поделиться
Класснуть