3289

Опять двойка!

Многострадальная программа электронного обучения в школах e-learning вновь попала под обстрел депутатов. Вице-спикер мажилиса Дарига НАЗАРБАЕВА (на снимке) вчера на заседании комитета по социально-культурному развитию заявила, что деньги, выделенные на программу, скорее всего, разворованы. Да и казахстанские учителя еще не готовы отказаться от бумаги и работать с электронными технологиями.

Дарига Нурсултановна, как заправский учитель, устроила вчера разработчикам программы e-learning настоящий экзамен, но, не получив внятных ответов, обрушилась с критикой на представителей АО “Национальные информационные технологии” и госорганов. Вице-спикер задалась довольно резонным вопросом: зачем вообще нужна e-learning, если учителя не умеют ею пользоваться?
- Пока не подготовлены кадры, которые умеют пользоваться вашей системой, - это выброшенные деньги в песок. Вот о чем речь! Значит, вы свою систему разрабатываете и пытаетесь ее внедрить, а система образования не готова сегодня по ней работать, потому что они (Минобрнауки. - Л.Б.) не договорились с вузами, которые готовят педагогов, чтобы те внедрили параллельно сразу этот предмет в институте. И вы тоже как разработчики должны были об этом позаботиться, - наставляла Назарбаева вице-министра по инвестициям и развитию Аскара ЖУМАГАЛИЕВА.
Разработчики программы попытались было произвести хорошее впечатление на вице-спикера и мажилисменов, продемонстрировав электронные учебники на мониторе. Но и тут наткнулись на вопросы на засыпку. Назарбаева требовала ответа: смогут ли электронные учебники заменить обычные печатные учебники или же останутся в качестве вспомогательного материала на уроках? По словам директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Жаныл ЖОНТАЕВОЙ, от учителей в этом году идут хорошие отзывы о цифровых ресурсах.
- Разработчики данной программы должны разработать и методологию, - дала “домашнее задание” Дарига Назарбаева. - Программа вроде как худо-бедно делается - инфраструктура не готова, учителя в полной мере не готовы работать с этой системой. Методологии для учителей нет. Но уже 43 миллиарда тенге, по данным Минфина, на это дело мы ухлопали за последние три года! Создали машину современную, очень сложную, на которой не каждый умеет ездить - и вот она теперь стоит в гараже!
Поругав разработчиков программы e-learning за отсутствие методологии, вице-спикер и вовсе решила провести лингвистический ликбез.
- Вы неправильное название выбрали для вашей программы. Когда вы говорите e-learning, то вводите всех в заблуждение, потому что все ждут электронные учебники и электронный способ подачи материала учителем на уроке. А вы при этом говорите о директорах школ, об учителях, о журналах посещаемости и дневниках учеников. Но это никакого отношения к e-learning не имеет! Это администрирование школ. Значит, назовите это как-то иначе, - порекомендовала Дарига Назарбаева.
Тут уже не выдержал Жумагалиев.
- Здесь, мне кажется, это замечание Министерство образования и науки примет и, возможно, поменяет название этой программы, потому что, в конце концов, администратором этой программы является Министерство образования и науки! Методологию, каким образом внедрять эту программу, должны определять специалисты из профильного министерства! - оборонялся вице-министр.
Когда речь зашла о финансировании госпрограммы электронного обучения в школах, Назарбаева потребовала от государственных ведомств сначала создать четкий алгоритм действий по внедрению электронных технологий в школах и только потом - утверждать затраты.
- Сначала мы хотим видеть цель, которую вы перед собой ставите, потом уже с вами обсуждать деньги, которые вам нужны для достижения этой цели. Сегодня, когда мы говорим: цель и финансирование, освоение - то на первом месте освоение. А потом уже даже о результатах никто не хочет вспоминать. Собственно, никто и не знает, какая задача стояла! - возмутилась вице-спикер. - Пока мы видим: координации нет, цель размыта, деньги непонятно куда деваются, у всех у нас подозрение, что все кругом воруют! Подозрение, потому что проверить мы не можем: у нас нет индикаторов.
Дарига Назарбаева также устроила разработчикам программы экзамен по математике, усомнившись в цифрах, которые привел председатель правления АО “Национальные информационные технологии” Руслан ЕНСЕБАЕВ. По его словам, сегодня в Казахстане 98 процентов школ подключены к Интернету, а программой e-learning охвачены 1159 учреждений образования. Сопоставив эти данные, Дарига Назарбаева заметила, что 98 процентов школ никак не могут быть подключены к Интернету, хотя бы потому, что школ в стране больше 8 тысяч, а программа электронного обучения не запущена еще и в полутора тысячах школ.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, и Владимира ЗАИКИНА,Астана

Поделиться
Класснуть