9031

Каирбек АРЫС­ТАНБЕКОВ: Экономика может расти и при $50 за баррель

Завершается всем насоливший 2014 год. И хотя за неполные 12 месяцев казахстанцы пережили несколько серьезных потрясений: и девальвацию нацвалюты, и подорожание бензина - людей не покидает ощущение, что экономические трудности на этом не закончатся. Причина таких настроений - резкое удешевление, почти на 50 процентов, российского руб­ля, а также падение цены на основополагающий товар Казахстана - нефть. А что нас ждет в наступающем году? Об этом в интервью газете “Время” рассуждает директор Института экономической политики Каирбек АРЫС­ТАНБЕКОВ (на снимке).

- Сегодня самая востребованная и актуальная тема для обсуждения и пересудов - прогнозы по девальвации. В приграничных с Россией областях предприниматели уже взывают: ну давайте скорректируем курс тенге, а то торговать с соседями невыгодно! Как вы, Каирбек Тулендиевич, оцениваете ситуацию?
- Для начала - небольшой экс­курс в историю. В 80-е годы в США возрос дефицит торгового баланса. Во всем обвинили Японию - якобы именно из-за экономического роста в этой стране в Штатах начался кризис. И тогда американцы ревальвировали иену: ее курс вырос почти в 2 раза - с 239 за доллар в 1985 году до 128 в 1988-м. То есть американцы оградили свой рынок от японских товаров. После этого бурный экономический рост в Стране восходящего солнца закончился, и по сегодняшний день его нет.
Иными словами, девальвация наряду с другими протекционистскими мерами защищает внутренний рынок от иностранной конкуренции. И это получило название “политика ограбления соседа”.
Возьмем нашу ситуацию. Если в России цены выросли вдвое, а в Казахстане остались без изменения, то в конце концов рубль должен, по идее, подешеветь вдвое по отношению к тенге. Однако этого не происходит, налицо неравновесный валютный курс, а это значит, что снижаются наши валютные резервы, благодаря которым мы регулируем валютно-финансовый рынок. Другими словами, дальнейшее поддержание Нацбанком нынешнего курса тенге неизбежно приведет к снижению экспорта Казахстана в российском направлении. Поэтому и жалуются предприниматели! И у Нацбанка, по сути, нет другого выхода - на основании показателей платежного баланса 2014 года должно быть принято решение о новой корректировке курса тенге. Или наш основной торговый парт­нер просто перестанет покупать нашу продукцию.
- В то же время наши партнеры по Евразийскому союзу все громче говорят о необходимости отказа от доллара во взаиморасчетах. Реально ли это в наших экономических условиях, где все подчинено стоимости барреля нефти?
- Полагаю, что нереально. В новейшей истории уже был один человек, активно призывавший отказаться от использования доллара в своем регионе и ввести альтернативную валюту. Звали его Муаммар КАДДАФИ.
- Тогда вернемся к цене на нефть. При какой стоимости барреля наша экономика может чувствовать себя более-менее нормально? И как долго, по-вашему, будет наблюдаться снижение цены?
- На заседании правительства 27 августа был одобрен прогноз социально-экономического развития страны на 2015-2019 годы, где предусмотрены разные сценарии с учетом изменения цены на нефть. По оценке кабмина, в базовый сценарий заложена цена в 90 долларов за баррель. Что касается пессимистического сценария, то он предусматривает цену до 80 долларов за баррель. Сейчас баррель покупают по 72 доллара. Получается, уже сегодня реализуется самый худший вариант развития событий на следующий год.
Считаю, что Министерству нацио­нальной экономики следует срочно внести необходимую коррекцию в упомянутый прогноз социально-экономического развития страны.
Я убежден: если повысить качество проводимой экономической политики, то экономика будет устойчиво расти даже при цене 50 долларов за баррель.
По поводу длительности сохранения низких цен на нефть замечу, что наряду с геополитической составляющей важным компонентом нефтяной политики картеля ОПЕК является вытеснение с рынка и ликвидация альтернативных источников энергии. Механизм прост: чтобы новые виды энергии не получили массового распространения, необходимо создать тепличные условия для потреб­ления дешевой нефти. Проще говоря, чтобы разработка альтернативных источников стала нерентабельной и бесперспективной. Для этих целей нужно радикально снизить цены на нефть, что мы и наблюдаем.
- Ваш коллега Айдан КАРИБЖАНОВ сделал мрачный прогноз относительно республиканского бюджета 2015 года. “Дефицит бюджета в 2015 году - 997 млрд. тенге, хотя чисто арифметически он должен быть больше на 300 млрд., но ладно, не будем придираться”, - написал Айдан Табониязович в Фейс­буке.
- Ухудшается качество экономической политики. В частности, уровень теневой экономики достиг 20 процентов к ВВП, а бегство капиталов за рубеж - 3,3 процента ВВП. Это та самая налогооблагаемая база, которой нам не будет хватать в 2015 году.
Одновременно наблюдается уход ряда финансово-промышленных и транснациональных компаний из сферы национального и юридического (фискального) контроля. Их уход из-под госконт­роля подтверждается тем, что незаконная утечка капиталов из страны идет прежде всего в офшорные зоны.
Только за январь-июнь текущего года нелегальный вывоз капиталов, по моим данным, достиг 6,9 миллиарда долларов, или 1,2 триллиона тенге.
Другими словами, вместо того чтобы удержать более триллиона тенге внутри страны, мы приняли решение о распечатке Нацфонда на сумму... один триллион тенге в начале 2014 года! Вот вам налицо неэффективность экономики, о которой я говорю.
- При этом, понятное дело, расходная часть бюджета возрастет в связи с реализацией программы “Нурлы жол”, которую представил в ноябре Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Его предложение все оценили позитивно: действительно, вкладывать в инфраструктуру страны, обеспечивая тем самым новые рабочие места - это грамотный ход. Но где взять недостающие деньги? Опять распаковывать Нацфонд? Тогда вопрос: сколько денег мы можем оттуда брать безболезненно?
- По некоторым данным, центробанки крупных стран по закрытым каналам рефинансируют свои коммерческие банки в ущерб себе - под отрицательные процентные ставки. То есть эмитированные за последние годы несколько триллионов долларов, евро, фунтов стерлингов используются для скупки ликвидных активов за рубежом.
Иными словами, центробанки крупнейших стран загоняют иностранных заемщиков в долговые ловушки для последующего присвоения реальных активов.
Поэтому решение главы государства о ежегодном выделении из Нацфонда по 3 миллиарда долларов в период 2015-2017 годов - это защита национальных интересов в сфере экономики и серьезный шаг по снижению зависимости Казах­стана от внешних факторов.
По сути, накопления Нацфонда - это прямой вычет из инвестиционного потенциала экономики, из валовых национальных сбережений. Однако использование средств Нацфонда ни в коей мере не должно нанести ущерб денежно-кредитной политике.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа Егорова, Алматы

Между прочим

Доживём до $60?

Саудовская Аравия в настоящее время считает, что цены на нефть могут стабилизироваться на уровне около $60 за баррель и его сможет выдержать и ее экономика, и экономика других стран Персидского залива, сообщила The Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники.

Таким образом, крупнейшая в ОПЕК страна - производитель нефти, скорректировав позицию, не будет выступать в ближайшей перспективе за сокращение добычи, даже если цены продолжат снижение. Хотя еще в начале ноября чиновники ОПЕК говорили о цене в $70 за баррель как об уровне, при котором среди стран - членов организации может начаться паника.
Саудовская Аравия перед последней ноябрьской встречей стран ОПЕК в Вене изучала предложение Венесуэлы о резком снижении квот на добычу. Однако обсуждавшаяся сделка, указала газета со ссылкой на свои источники, распалась после того, как Россия отказалась принять участие в общем сокращении производства.
Саудовская Аравия была готова поддержать снижение только в том случае, если бы Венесуэла убедила пойти на такой шаг нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК. В этой связи России и Мексике было предложено уменьшить производство на 500 тысяч баррелей в день, чтобы суммарное снижение всеми странами, включая ОПЕК, составило 2 млн. баррелей. Однако договориться об этом не удалось.
По мнению аналитиков, нынешняя позиция Саудовской Аравии, скорее всего, будет поддерживать цены на подавленном уровне ближайшие месяцы.

Интерфакс, Москва

Поделиться
Класснуть