⇧ Наверх

Не сдюжили...

Оксана АКУЛОВА

Уже ставшая в Казахстане многострадальной тема перехода на стандарты 12-летнего школьного образования на этой неделе неожиданно получила новый и довольно мощный виток. Сначала в СМИ появилась информация о том, что группа депутатов, проанализировав расходы на проекты в области социальной политики, предложила свернуть этот проект. В среду о том же во всеуслышание заявила мажилисвумен Галина БАЙМАХАНОВА (на нижнем снимке), в четверг - сенатор Мурат БАКТИЯРУЛЫ.

- Этот вопрос поднимается с момента присоединения Казахстана к Болонской конвенции о системе образования, для соблюдения которой необходим переход на 12-летку. Но мы почему-то очень легко со всем соглашаемся, хотя, на мой взгляд, система образования должна быть одной из самых консервативных сфер, - пояснила нашей газете свою позицию Галина Александровна. - Я не говорю о том, что нам нужно возвращаться к советской системе. Можно сохранить то, что есть сейчас, и постепенно, без потрясений внедрять какие-то новшества, которые диктует время. Сейчас же сложилась такая ситуация, что наша система образования бесконечно вздрагивает. Сегодня мы вводим одно, завтра - другое, и этот процесс идет бесконечно. Недовольство давно зрело в обществе. В 2013 году мы проводили общественные слушания по проблемам образования, там были представители НПО и педагогического сообщества. И все они говорили о неподготовленности нашей школы к переходу к 12-летке. Нет необходимой материально-технической базы, учебников, педагогов. Мы очень резко высказывались по этому поводу. Прошло уже больше года, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Так же быстро пролетят весна и лето, и нам торжественно объявят о переходе к этой системе. Поэтому уже сейчас нужно принимать какие-то кардинальные решения в отношении этой проблемы.
О необходимости реформы средней школы говорят чуть ли ни с первого дня независимости Казахстана, а непосредственно темой и разработкой стандартов перехода к 12-летнему образованию занимаются с 2001 года. Причем сроки ее внедрения официально откладывали уже три раза. И вот заговорили об этом и в четвертый раз. Причем большая часть общества, и педагогов в том числе, довольно скептически относится к этой идее и считает, что от 12-летки можно и вправду легко отказаться.
- Очень часто говорят, что переход к 12-летке во многом связан с требованиями Болонской конвенции. Но чтобы наши дети учились 12, а не 11 лет, как сейчас, можно пойти другим, более простым и не таким тернистым путем, - считает кандидат педагогических наук, доцент Александр СЕМЧЕНКО (на снимке). - Достаточно, как это когда-то было, ввести в школах подготовительный, так называемый нулевой, класс, где детишек будут учить грамоте и письму. Конечно, систему образования нужно менять, это очевидно. Она не должна быть перегружена сложными, специализированными знаниями, как это происходит сейчас - их ученик может приобрести, получая высшее образование. Нужно упростить рабочую программу школ.
- Наши министры образования не сидят на своем месте больше трех лет, - продолжает собеседник. - Ни один из них не довел ни одного ученика от первого класса до выпускного. И каждый из них привносит что-то свое. В Сингапуре, где создана самая успешная в мире образовательная модель, тоже часто меняются чиновники. Но там была принята программа развития образования, и в нее было запрещено вносить какие-либо изменения.
Впрочем, у 12-летки есть и сторонники, которые уверены в том, что без реформы наше и без того не самое лучшее образование будет скатываться на еще более низкий уровень. В последнем международном исследовании PISA, которое оценивает образовательные достижения школьников, принимали участие 65 стран. Был среди них и Казахстан. Почти по всем показателям мы оказались в аутсайдерах - 59-е, 63-е места. Этот результат - следствие содержания нынешней системы школьного образования. Почти все самые успешные страны мира в свое время поменяли методологию обучения. Сингапур, Финляндия, Швейцария, Южная Корея, которые сегодня называют лидерами в Глобальном индексе конкурентоспособности, свой расцвет начали с изменений в образовании.
- Я занималась проектом внедрения 12-летнего образования начиная с 2001 года и до сих пор внимательно отслеживаю все материалы, связанные с ним, - говорит доктор педагогических наук, профессор, первый руководитель Центра проблем 12-летнего образования Саулеш МУКАНОВА (на снимке). -12-летка - это не просто увеличение срока обучения в школе еще на один год, это принципиальные изменения в методологии его организации. Если бы нам дали возможность реально реализовать то, что сейчас внедрено в Назарбаев Интеллектуальных школах, эффект был бы значительным. Правильнее говорить о том, что мы не переходим на 12-летку, а обновляем содержание образования в рамках этого срока обучения в соответствии с запросами времени. Это переход от энциклопедичности, информативности, напичкивания знаниями, которыми сейчас отличается наша школа, к умению анализировать, делать выводы, критически мыслить. Но, к сожалению, в обществе чаще аккумулируются негативные стороны внедрения 12-летней школы. Обстановку нагнетают отдельные авторы учебников, ученые, издательства, у которых есть свои интересы. Зачастую делают это люди, которые на самом деле весьма поверхностно разбираются в методологических аспектах обновления школьного образования. Оппоненты идеи перехода на 12-летнюю школу чаще всего говорят о неподготовленности материально-технической базы школ. Но это всего лишь один из пунктов, и эта проблема будет всегда. Внедрение нового стандарта образования переносили трижды, и каждый раз говорили о шестилетках, о том, что не хватит классов, чтобы их рассадить. Это очень удобная позиция. Мы до сих пор спорим, нужно ли нам это. А за это время можно было успеть выпустить тех учеников, которые первыми начали бы обучаться по новой программе. Я считаю, что позиция затягивания перехода отечественной школы к новому содержанию просто недальновидна.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА,Алматы

Когда верстался номер

Внедрение стандарта 12-летнего образования отложено на неопределенный срок, сообщил нашей газете информированный источник в Министерстве образования и науки. При этом он отметил, что новые стандарты образования все-таки будут внедряться, но в рамках существующей модели 11-летнего образования.
Признаться, после “залповых” выступлений наших парламентариев, после состоявшегося в минувший четверг совещания у главы государства по вопросам социально-экономического развития страны, на котором рефреном прозвучала мысль, что в ближайшие годы нам придется затянуть пояса и, как выразился президент, “экономить во всем”, практически не оставалось сомнений в том, что введение 12-летки будет отсрочено. Не время сейчас - не сдюжим.

Загрузка...
Комментарии 5
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
Aman123
17 января 2015, 09:42
12 лет - это издевательство! Человек теряет 12 + 5 = 17 лет своей жизни впустую. Кто не смог набрать знания за 10 лет, тот и за 12 не наберёь.
Ссылка
kasinkan
17 января 2015, 16:04
Почему все упёрлись в 12-летку? Неужели смогут внедрить что-то новое? Лучше-ббы разобрались в учебниках нынешних, в котором наворотили чёрти что, особенно на казахском обучении. Программу среднего образования лучше вложите в 9 лет( с учётом 0-класса), а в остальные два года обучайте профессии.
Ссылка
kasinkan
17 января 2015, 16:13
Получив профессию ребёнок может решать поступать ему в ВУЗ или нет. Ведь само правительство обеспокоено нехваткой производственных професии, тех.работников. Во вторых ребенок уже работая смог-бы сам себе оказывать финансовую помощь при обучении в ВУЗ. Таким образом государство убило-бы двух зайцев . И ещё:
Ссылка
kasinkan
17 января 2015, 16:18
Нет необходимости заставлять в ВУЗ те предметы которые проходили в 7-х,10-х классах. Лучше больше времени уделять практическим занятиям. Если постоянно совмещать теорию с практикой то (все об этом знают) усвоение предмета ускоряется минимум в два раза. Все, если мои советы помогут.
Ссылка
Robespier
17 января 2015, 19:19
К сожалению наша система образования уже не поднимется НИКОГДА. Назарбаев интеллектуальные школы практически копируют советскую методологию в обучении (г-жа Муканова скромно об этом умолчала), потому что использует те методы обучения( КСО например), другие учебники при серьезной мат. базе. Только это не для всех.
Ссылка
Астропрогноз
на 22 февраля

Золотые слова

«- Глава государства ставит задачу смягчения наказания за уголовные проступки небольшой и средней тяжести. А вы предлагаете в законопроекте ужесточить штрафы и увеличить их, извиняюсь, до умопомрачительных размеров!»

Нурлан НИГМАТУЛИН, председатель мажилиса:
Сказано главе МВД Калмуханбету КАСЫМОВУ на пленарном заседании палаты.
Вопрос на засыпку

Стоит ли сокращать объём домашних заданий у школьников?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров