10249

Нурлан ДЖУЛАМАНОВ: Я рад, что ещё живой!

Нурлан Джуламанов.

В Астане начался громкий судебный процесс по делу экс-директора Погранслужбы КНБ РК Нурлана ДЖУЛАМАНОВА. Вчера прокурор сообщил суду о том, какие денежные суммы фигурируют в деле, а главный свидетель обвинения рассказал, как получал взятки для своего начальника и как генерал распределял эти деньги. 

Напомним, бывшего главного пограничника судят по обвинению в получении взяток на сумму более 252 миллионов тенге.
- Всего за период с лета 2013 года по 27 октября 2014 года организованная группа, созданная и руководимая Джуламановым, в целях совершения преступлений с использованием своего служебного положения получила при установленных следствием обстоятельствах в качестве взятки в виде денег на общую сумму 173 миллиона 181 тысяча 750 тенге и 436 тысяч долларов США. По курсу Национального банка это составило 79 миллионов 850 тысяч 280 тенге. Из указанных сумм взяток передано Джуламанову 59 миллионов 700 тысяч тенге и 371 тысяча 300 долларов США, - сказал начальник управления Главной военной прокуратуры подполковник юстиции Кемел ШАЯХМЕТ (на снимке).
На скамье подсудимых и бывший командир воинской части 2458 Кайрат БАЛМАГАМБЕТОВ. Его вместе с Нурланом Джуламановым обвиняют в получении взятки в особо крупном размере. Но если Балмагамбетов заявил в суде, что полностью признает свою вину и раскаивается, то главный подсудимый, выслушав обвинительное заключение, поставленным командирским голосом сказал как отрезал:
- Я вину свою не признаю. Это политический заказ отдельных групп людей, кланов.
Между тем главный свидетель обвинения Нуржан КИЛИБАСОВ (на снимке), бывший начальником главного финансового управления погранслужбы с апреля 2013 по ноябрь 2014-го, подробно рассказал суду, как приносил шефу откаты от фирм, выигрывавших тендеры на строительство пограничных объектов и поставку оборудования и продуктов питания. Так, по его словам, якобы однажды ему передали завернутые в газету 2 миллиона 200 тысяч тенге в ресторане гостиницы.
- Эти деньги я Джуламанову выдал в комнате отдыха. При этом он меня спросил, хватит ли этих денег на покупку маленькой машины для супруги. Я сказал: не знаю, - рассказал Нуржан Килибасов.
В другой раз возле ресторана “Тифлис” некий бизнесмен якобы передал ему 5 миллионов.
- Четыре миллиона Джуламанов взял, а полмиллиона мне отдал и полмиллиона сказал отдать моему заму СЕМБАЕВУ. Это было вечером. Он был в гражданке. Купюры были пятитысячными. И он, грубо говоря, распихал эти деньги по карманам, - утверждал свидетель.
В другой раз некий бизнесмен оставил пакет на заднем сиденье с 11 миллионами тенге 10-тысячными купюрами.
- Я приехал в штаб, доложил, что привез 11 миллионов. Джуламанов сказал 5 миллионов тенге ему отдать. По полтора миллиона тенге МАХМУДОВУ, Сембаеву - и мне оставить полтора. Остальные полтора оставить ему - на выезды в командировки (я отдал 5 тысяч долларов, когда он собирался в какую-то командировку). Остальные 3 тысячи долларов он сказал, что ему нужны… для конкретной там токал.
В гробовой тишине, воцарившейся в зале судебных заседаний, экс-главный финансист погранслужбы продолжил:
- ЕРГАЛИЕВ (водитель генерала Джуламанова. - Т. К.) принес мне деньги в размере 15 миллионов тенге. Сказал: Джуламанов сказал, чтобы не обидели вас (то есть меня и госзакупщика). И передал мне 5 миллионов, а 10 миллионов надо было отдать госзакупщику в лице Сембаева. Я так и поступил. При этом Ергалиев уточнил, что причитающиеся деньги Джуламанову от фирмы он передаст лично Джуламанову сам.
А в другой раз генерал якобы особо обрадовался переданным ему деньгам - они пришлись весьма кстати к дню рождения дочери:
- Где-то в конце августа Сембаев пришел ко мне в кабинет и принес 11 тысяч долларов от тендера по закупу рыбы. Сказал: надо отдать шефу. Там же 5500 - половину - положили Джуламанову, 2700 - мне, 2700 - Сембаеву. Я сразу созвонился с генералом Джуламановым и сказал: можно подъехать? Суббота была. Я приехал к нему домой. Прогулялись. И он опять проинструктировал: давайте долбите фирмы, чтобы давали откаты 10 процентов...
- Что значит “долбите”? - прервал свидетеля прокурор.
- Ну, чтобы был прессинг со стороны Сембаева, - пояснил тот. - Зашли к нему в подъезд. Я отдал деньги. И он сказал: очень кстати - сегодня день рождения дочери.
...Так продолжалось до октября прошлого года, когда, как утверждал перед судом Килибасов, у него лопнуло терпение.
- В августе-сентябре 2014 года майор ТОКТАГАНОВ, начальник квартирно-эксплуатационного управления, принес мне 16 миллионов тенге для передачи генералу Джуламанову. Он сказал, что это деньги от закупа опреснителей котлов для застав пограничных отрядов. Эти деньги Джуламанов не взял - он опасался, потому что к этому времени был уже задержан Балмагамбетов. С этого момента началась нервотрепка у него. Он говорит: деньги пока держать у себя. А потом он начал при всех на совещаниях на меня пальцем показывать и говорить: ты занимаешься некрасивыми делами. То есть начал уже сам “отпрыгивать” от этого. Я все обдумал и 15 октября написал заявление в органы контрразведки. Все деньги я вернул - 24 миллиона тенге.
- Вы понимали, что действуете незаконно? - спросил гособвинитель.
- Я понимал, что это незаконно, но опасался, что генерал Джуламанов может меня уволить за невыполнение приказа. Я был обязан ему за перевод из Минобороны в пограничную службу...
Тут за свидетеля взялась адвокат Нурлана Джуламанова Айжан САБИРИНА.
- То есть до 15 октября вас все устраивало? - не без иронии поинтересовалась она.
- Мы работали без выходных - и в субботу, и в воскресенье, семью не видели. Постоянные маты, постоянные оскорбления при всех, вышвыривание документов в лицо... - ответил, явно смешавшись, свидетель Килибасов.
Едва судья Ербол АХМЕТЖАНОВ объявил перерыв на обед, конвоиры принялись уводить генерала, распихивая журналистов. Тем не менее Джуламанов успел утолить любопытство акул пера и микрофона:
- Я рад, что сегодня еще живой! Я свои права и обязанности знаю! Это политический заказ! Есть отдельные группы и кланы, интересы государства с ними не совпадают.
О том, что это за таинственные кланы, генерал поведать не успел: конвой буквально выдавил его из зала суда...

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть