3380

Кашаган - это звучит долго...

Председатель правления АО “НК “КазМунайГаз” Сауат МЫНБАЕВ довольно нестандартно начал вчера брифинг в службе центральных коммуникаций. Анонсировались предварительные итоги работы национального нефтегазового оператора в 2014 году, а также задачи в свете послания главы государства “Нурлы жол”. Но руководитель “КазМунайГаза”, поздоровавшись с прессой, предложил сразу перейти к вопросам.

Журналисты тут же поинтересовались: будут ли сокращать зарплаты и персонал сотрудников одной из богатейших нацкомпаний? Приходилось неоднократно пересчитывать бюджет, и в последний раз он рассчитан на уровень цены в 50 долларов за баррель нефти, ответил Сауат Мынбаев. В этой связи, заметил он, сокращены капитальные вложения и текущие затраты.
- В целом численность (персонала. - Т. К.) не сокращается, - продолжил глава компании. - Тем не менее вы знаете, что идет реализация процесса трансформации в группе “Самрук-Казына” в целом и в частности в “КазМунайГазе”. И в этой связи процессы по оптимизации структуры и определенного сокращения численности (работников. - Т. К.) будут продолжены в том режиме, в котором предусматривалось это ранее. Касательно уровня заработной платы - сокращения не предполагаются. Но и роста, соответственно, тоже.
На вопрос, будет ли КМГ избавляться от дочерних компаний за рубежом, Сауат Мынбаев сказал, что их не так уж и много.
- Самый большой актив - это нефтеперерабатывающий завод в Румынии, соответствующая сеть заправок, хранилищ и так далее. То, что относится к основному бизнесу - нефтепереработке и реализации этих нефтепродуктов - этот актив “КазМунайГаз” планирует сохранить. В то же время внутри него есть ряд активов непрофильных, например, по производству химической продукции, по оказанию сервисных услуг - вот эти компании входят в состав программы приватизации и будут реализованы. Кроме того, есть небольшое подразделение на Украине, оно также будет реализовано, - проинформировал он.
Когда у главы “КазМунайГаза” поинтересовались, какая ситуация вокруг и на самом нефтяном месторождении Кашаган, когда ждать окончания замены труб и начала добычи углеводородов, Сауат Мынбаев неожиданно взял паузу, продолжив через несколько секунд:
- Я так понимаю: укладка труб - это большой объем работы. Это доставка, заказ. Это трубы из специальных сплавов. Учитывая предыдущий негативный опыт, это специальная техника сварки. Одним словом, объем работ по замене труб от острова “Д” до комплекса (по переработке нефти. - Т. К.) “Болашак” должен быть завершен во второй половине 2016 года. Сейчас с учетом проделанной работы и заключенных контрактов, я так понимаю, ничего не мешает реализации этого проекта в срок.
По его словам, одновременно до второй половины 2016 года консорциум проведет тотальную инвентаризацию всего установленного оборудования.
- Хотел бы напомнить, что за те трубы, замена которых сейчас идет, затраты по укладке новых труб - они не являются возмещаемыми со стороны республики, - замысловато продолжил глава нацкомпании. - Это затраты консорциума, которые республика от добытой нефти не возмещает. В этой связи, конечно же, консорциум больше всего заинтересован в быстрые сроки и с наименьшими затратами реализовать этот проект.
Но самая любопытная мысль прозвучала позже: оказывается, Кашаганский проект окупаем лишь при мировой цене нефти не менее 100 долларов за баррель! Со всеми отсюда вытекающими...
- Кашаган - действительно непростой проект, капиталоемкий, - отметил Мынбаев. - Понятно, что в долгосрочном периоде это приемлемо для подрядных компаний, поскольку по таким гигантским месторождениям они рассматривают перспективу, так как формальный срок контракта - 2041 год. Но для республики за пределами 2041 года, как минимум лет 50, добыча будет и дальше происходить.
Как говорится, поживем - увидим.
- Если говорить о Тенгизе и Карачаганаке, - сказал далее Сауат Мынбаев, - это эффективные, хорошие месторождения. Их порог рентабельности значительно более низкий. Цифры позвольте мне не называть. Эти месторождения рентабельны и при нынешней цене.
А как насчет дальнейшего снижения цен на бензин?
- Наверное, не совсем правильно задавать руководителю нефтяной компании (такие вопросы. - Т. К.), - улыбнулся вдруг Мынбаев. - Мы, понятно, страдаем от снижения цен. А выигрывающая сторона от снижения цен - это потребители, население. Ожидаю ли я дальнейшее снижение цен? Вполне возможно. Потому что нынешняя “затоварка” все равно должна привести к попыткам быстрее освободить эти емкости.
Под “затоваркой” Сауат Мынбаев имел в виду хранилища ГСМ на нефтеперерабатывающих заводах.
- Казалось бы, главное, чтобы на внутреннем рынке были нефтепродукты, и были дешевле. Это тоже правильная точка зрения. Но, с другой стороны, НПЗ являются для каждого региона существенными плательщиками налогов, и если они будут загружены меньше, это скажется на местных бюджетах, - пояснил глава КМГ.
Проблема в том, что объем завоза ГСМ из России превысил ожидания.
- Тем не менее, насколько я понимаю, сейчас конкретных решений по ограничению поставок неф­тепродуктов из РФ не принято, и я не знаю проектов таких документов. Я так понимаю, такого ограничения не будет, - сказал напоследок Сауат Мынбаев.

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора и с сайта cbs-atyrau.kz, Астана

Поделиться
Класснуть