3319

Горючее плавание

Правительство, ранее отпустившее в свободное плавание нацвалюту, теперь решило отказаться от государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92, АИ-93. Об этом вчера на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщил первый заместитель премьер-министра Бакытжан САГИНТАЕВ (на снимке).

- Рассмотрев разные варианты и обсудив с участниками рынка, когда у нас нестабильность курса валют на мировых рынках, не только у нас, и котировки не те и постоянно скачут, - мы должны иметь такое ценообразование на нефтепродукты, которое бы носило очень гибкий и адаптивный характер. Поэтому правительством было принято решение о том, что в целях исключения дефицита бензина АИ-92-93 на внутреннем рынке отказаться от госрегулирования цен на бензин этой марки, - несколько витиевато заявил Бакытжан Сагинтаев, вместе с тем признав, что это, возможно, повлияет на инфляцию.
- Но чтобы всего этого не допустить, мы сейчас будем жестко смотреть за поведением рынка. Основные игроки общеизвестны. В случае если они будут нарушать антимонопольное законодательство, то в отношении них будут применяться регулирования в части установления монопольно высоких цен. То есть мы не будем допускать фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке, - пообещал первый вице-премьер.
Короче, теперь цену АИ-92, как и курс доллара, в стране будет определять рынок.
В свою очередь глава нацкомпании “КазМунайГаз” Сау­ат МЫНБАЕВ (на снимке) заметил, что цена на бензин теперь всегда будет зависеть от ситуации не только на внут­реннем рынке Казахстана, но и в целом в Евразийском экономическом союзе.
На вопрос, почему НПЗ всегда закрываются во время уборочной страды, Сауат Мынбаев ответил, что для аграриев важны запасы дизельного топлива, а их в стране достаточно. Надолго запомнится вопрос журналистки одного из телеканалов:
- Бакытжан Абдирович, поделитесь, пожалуйста, планами правительства на ближайшее время: какие еще сферы вы собираетесь отпускать в свободное плавание? Вот сегодня обратился топливный союз. Может, еще какие-то другие обращения были - от других союзов, федераций, объединений? Что нам еще ждать от вас?
В зале послышался смех и даже аплодисменты. Но Сагинтаева с ответом опередил министр энергетики Владимир ШКОЛЬНИК (на снимке).
- Имеется в виду, что еще хорошего ждать? - неуклюже попытался отшутиться он, но затем серьезно продолжил:
- Вопрос не в том, что сегодня к нам топливная ассоциация обратилась и мы как бы встали на их сторону. Мы смотрим на реальные вещи. Мы все внимательно просчитали. Мы сейчас вспоминали прошлогоднюю ситуацию с дефицитом, но при этом тогда мы не пошли на свободное плавание цены на нефтепродукты. Мы бы и сейчас спокойно дальше двигались, если бы не ситуация с Российской Федерацией, с курсом рубля. Топливная ассоциация к нам не обращалась, мы сами ее просчитали. И их пригласили, и вместе с ними мы уже советовались, какая форма регулирования лучше. Оставлять регулирование, при этом ставя предельную цену, и дальше смотреть? Поэтому было принято такое решение.
- Об этом было заявлено нашим коллегам из ассоциации. Но я еще раз говорю: если кто-то будет на этом рынке “хулиганить” (с ценами. - Т. К.), у нас есть все возможности для того, чтобы применить законодательство, которое мы имеем. Ну а о других (нововведениях. - Т. К.) - мы каждый день находимся здесь - наши коллеги все новости вам докладывают. Будут новости - придем, расскажем, - добавил Бакытжан Сагинтаев.
Ну и, естественно, журналисты задали дежурный вопрос: почему правительство 20 лет не может определиться со строительством четвертого нефтеперерабатывающего завода, чтобы решить бородатую проблему дефицита топлива?
- Вы знаете, что сегодня идет модернизация трех действующих НПЗ, она должна быть закончена в 2016 году, ведутся строймонтажные работы. С 2017 по 2022 год, учитывая индикаторы и все планы по экономическому развитию страны, производства нефтепродуктов на трех модернизированных НПЗ будет хватать, чтобы удовлетворить внутренние потребности. После 2022 года начнется опять дефицит, поскольку растет население, растет экономика, растет потребление нефтепродуктов. К этому времени должен быть построен нефтеперерабатывающий завод, который будет восполнять недостаток производства трех модернизированных АНПЗ, - также дежурно ответил Владимир Школьник.
И добавил, что для строительства нового НПЗ придется занимать много средств.
- Десятимиллионник (производительность завода в тоннах в год. - Т. К.) стоит около 8-9 миллиардов долларов. Это средства заемные. Занять эти деньги, начать производить, потом банкам надо эти деньги отдавать, - схематично пояснил министр.

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Вместо P.S. Минэнерго прогнозирует цену на бензин марок Аи-92/93 в районе 140-150 тенге за литр.
- Может быть, это будет 140-150, где-то в этом районе. Конечно, может быть некий всплеск, но потом мы ожидаем, что ситуация выровняется, - сказал министр энергетики Владимир Школьник на вчерашней пресс-конференции.
В свою очередь председатель правления АО “НК “КазМунайГаз” Сауат Мынбаев проинформировал, что на заправках нацкомпании цена за литр Аи-92/93 может составить 130 тенге за литр.
КазТАГ

Поделиться
Класснуть

Свежее