1682

Превентивная мера

Сегодня уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан Аскар ШАКИРОВ (на снимке) направил в адрес участников Национального превентивного механизма против пыток (НПМ) обращение о недопустимости искажения сущности деятельности данного механизма. Как “должностное лицо, ответственное за координацию деятельности участников НПМ и обеспечение их необходимого потенциала и профессиональных знаний”, он обратил внимание на необходимость недискриминационного подхода в их работе.
Автор обращения указал на то, что участники заседания 3 сентября 2015 года “пришли к единодушному выводу о том, что содержащиеся в прессе и жалобах сообщения об имевших место пытках в отношении КОЗЛОВА В.И. не подтвердились, в том числе на основе его же показаний”.
Данная тенденция с аналогичным результатом впоследствии подтвердилась и по итогам мониторинга в отношении Е. НАРЫМБАЕВА - “сообщения в средствах массовой информации и поступившие жалобы вновь не нашли своего подтверждения”.
Члены Координационного совета - известные правозащитники - были едины во мнении о том, что в деятельности НПМ, отвечающей требованиям международного права, должна обеспечиваться открытость по отношению к обществу, но с его целями и задачами несовместима какая-либо политизация.
“Миссия НПМ заложена в самом его названии и носит превентивный характер”, - констатировал А. Шакиров. То есть НПМ направлен на определение системных проблем и предупреждение нарушений прав человека, а не на “создание дублирующего механизма расследования предполагаемых фактов пыток”, что прямо отражено в позиции Подкомитета ООН по предупреждению пыток и зарубежной практике.
Омбудсмен предостерег участников НПМ от использования данной возможности “в контрпродуктивных целях”, что негативно влияет на эффективность взаимодействия НПМ с госорганами и “становится основанием для необъективной его критики со стороны отдельных публичных лиц, в первую очередь в среде самих правозащитников”.
Необходимо добавить, что именно реализация рекомендаций НПМ госорганами является ключевым показателем его эффективности на сегодняшнем этапе. Например, в ходе уже упомянутого заседания Координационного совета удалось достичь согласия представителей государственных органов на пересмотр ряда подзаконных актов в целях улучшения условий содержания осужденных.

Сергей ГРАДОВ, Астана

Поделиться
Класснуть