3140

К употреблению годен!

Во вторник в мажилисе разработчикам законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей” пришлось несладко. Им дали понять: их детище никуда не годится...

Председатель комитета нижней палаты по экономической реформе и региональному развитию Сеитсултан АИМБЕТОВ (на снимке), выслушав доклад вице-министра национальной экономики Тимура ЖАКСЫЛЫКОВА (на снимке), выдержал паузу, как заправский драматический актер. После чего выдал чиновнику все, что думает.
- Сам законопроект состоит из 20 страниц, или 11 листов. Сегодня депутаты Жылкайдаров, Айсина, Косарев - 24 поправки, депутат Каракен - 15 поправок, - начал он.
- И у Романовской - 35, - напомнила о себе сама мажилисвумен Светлана РОМАНОВСКАЯ (на снимке).

- И отдел законодательства сегодня дает 84 поправки, - продолжил г-н Аимбетов. - Эти все поправки касаются юридической техники, уточнения и улучшения редакции. И сразу возникает вопрос: вы в течение года работали над этим законопроектом, даже больше... На каждую позицию, которую внесло правительство, депутаты уже дали по три поправки! Что за качество такое законопроекта? Можете объяснить?
- Мне трудно это комментировать... На самом деле смотрели и Министерство юстиции, и юристы Министерства экономики, юристы правительства. Ну, значит, не смогли вычистить полностью... Будем поправлять в ходе работы, - ответил вице-министр, опустив глаза.
Сеитсултан Аимбетов, решив не давать волю эмоциям, начал задавать конкретные вопросы.
- “Запрещается реклама строящегося, а также введенного в эксплуатацию жилого дома, не соответствующего его проектной документации”, - процитировал он. И спросил: - Кто определяет? Если они уже построили? Если не соответствует проектной документации - они вообще не должны его строить! Для чего этот пункт? Может, что-то другое хотели? (сказать. - Т. К.). Или, опять же, где-то в законопроектах других стран, я извиняюсь за выражение, слямзили и сюда записали?! Да - защищаете вы потребителей. Но этим же вы ущемляете продавца! - заявил парламентарий.
Председатель комитета по защите прав потребителей Миннацэкономики Алиакпар МАТИШЕВ (на снимке) начал было объяснять, но Сеитсултан Аимбетов перебил его.
- Этот законопроект вообще не годится! Такие законопроекты возвращать надо вообще в правительство! - снова завелся он.
В ответ Алиакпар Матишев попытался объяснить: мол, строители нередко сдают дома недоделанными, зато рекламируют их как рай на земле. Но народного избранника этот аргумент явно не убедил.
А вот его коллега Айгуль СОЛОВЬЕВА (на снимке), попытавшись “влезть на колокольню” рядового потребителя, невольно подыграла чиновнику.
- Я пошла в магазин - молоко не соответствует требованиям. Как конкретно гражданин может защитить свои права? - спросила она.
И тут г-н Матишев наконец почувствовал себя в своей тарелке. Он пространно напомнил казахстанцам о необходимости повышать потребительскую грамотность.
- Нужна общественная поддержка - когда само общество, потребители будут говорить, что данный товар плохой, - воодушевился чиновник. - Есть реклама производителей, но антирекламы нет. А ее должно создавать само общество защиты прав потребителей. Чтобы антиреклама вела к разорению предпринимателя! То есть тот продукт, из-за которого отравился потребитель - его антиреклама должна быть шагом к разорению завода, к банкротству! Чтобы производитель сам снимал с прилавков этот товар...
Однако образ производителя, недрожащей рукой сметающего с магазинных полок собственную продукцию, Сеитсултана Аимбетова явно не впечатлил.
- От действующего закона вы, как хороший танцор, должны были плясать! - наставительно сказал он. - Вы правильно поймите - душа болит! Мы хотим, чтобы народ почувствовал: есть тот, кто за него болеет! В лице Матишева... А Айгуль Сагадибековна (Соловьева. - Т. К.) со своим молоком не может разобраться... Я имею в виду коровье, - зачем-то уточнил он под общий смех.
Обсуждение продолжалось еще долго - пунктов для спора в законопроекте депутаты нашли немало. В итоге разработчики пообещали: они все изучат, учтут и улучшат. На том и порешили, признав законопроект годным к употреблению... то есть к дальнейшему рассмотрению и - как итог - к благополучному принятию. Главное - избирателю (он же потребитель) теперь можно с чистой совестью сказать: мы - твои избранники - изо всех сил бились за твои интересы. И ведь не поспоришь: действительно бились...

Талгат КИРБЕТОВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть