3224

Воспользуется ли Акишев “форой Келимбетова”?

В понедельник страна узнала об очередной смене главного банкира страны. Утром глава государства, как того требует Конституция, обратился к сенаторам с просьбой дать согласие на назначение Данияра АКИШЕВА (на верхнем снимке) председателем Нацбанка и уже после полудня, заручившись поддержкой верхней палаты парламента, подписал соответствующий указ. Кайрат КЕЛИМБЕТОВ (на нижнем снимке) освобожден от должности главы НБ в связи с переходом на другую работу. О том, к чему эта замена рулевого Нацбанка может привести, размышляет обозреватель газеты “Время”.

Нет у нас в стране более публичной руководящей должности, чем председатель Национального банка: отражение его деятельности ежедневно высвечивается на вывесках обменников. Но нет и должности, более зависимой от не зависящих от него обстоятельств! Ведь наш Нацбанк ни кредитной, ни инвестиционной национальной эмиссии тенге не проводит - исключительно только эмиссию обменную. То есть скупает валютные излишки внешнего платежного баланса Казахстана или, если платежный баланс дефицитен, продает недостающие доллары из своих резервов. В этом смысле тенге - просто “местный доллар”, попадающий во внутреннюю экономику или изымаемый из нее исключительно как обменная проекция внешней экономической деятельности Казахстана.
Деятельность же эта - если отбросить входящие-выходящие потоки финансов и капиталов - определяется соотношением экспорта и импорта, на чем вся внутренняя экономика и держится. И на этом же держится курс тенге - до тех пор, пока соотношение экспорта - импорта более-менее постоянное. В этом смысле Национальный банк - такой же обменник, как и заполнившие наши улицы его собратья, только первичный и безналичный.
Так вот, Кайрату Келимбетову элементарно не повезло: он пришел в Нацбанк, то бишь был назначен его главой, как раз в то время, когда экспортно-импортный цикл начал “схлапываться”!
Посмотрите на график - и вы все поймете.
Апрель 1999 года. Первая в нашей истории одномоментная и “неожиданная” девальвация тенге совпала с подъемом мировых сырьевых цен. Начинается быстрый рост экспорта, за ним и импорта, причем их темп практически ноздря в ноздрю.
Мировой кризис 2007-2008 годов (для нас он начался летом 2008-го с падения нефтяных цен) - и экспорт с импортом дружно идут вниз. Пришедший в Нацбанк в феврале 2009-го удачливый Григорий МАРЧЕНКО решительно “корректирует” курс тенге - и это счастливым образом накладывается на восстановление нефтяных цен. При этом импорт, прошу заметить, растет уже намного медленнее: сказывается снижение покупательной способности всей внутренней экономики и населения из-за ослабления тенге.
И вот начало 2014 года. Все пока неплохо - цены на нефть выше отметки 100 долларов, хотя этого уже маловато: рост экспорта сошел на нет, импорт же по инерции растет. Недавно назначенному главой Нацбанка Кайрату Келимбетову ничего не остается, как опустить тенге в надежде как-то взбодрить внешнеторговый баланс. Но тут ему - и нам всем - фатально не повезло: цены на нефть вскоре стремительно поползли вниз...
Поэтому если что прошлогодняя девальвация и “поправила” - так это задала еще более опережающий снижение экспорта темп падения импорта. И хотя след последней августовской девальвации еще до конца не проявился, в одном можно быть уверенным: после нее импорт все следующие месяцы станет падать еще быстрее. Что в конце концов принесет нам некую новую стабилизацию и экономики, и курса тенге. По-видимому, где-нибудь к следующей весне-лету. К сожалению, это будет стабилизация через сокращение как экономической активности вообще, так и благосостояния населения.
Но, как говорится, нет худа без добра. Да, с шокирующим улетом курса тенге почти до 300 к доллару предыдущий председатель нашего “обменника”, наверное, переборщил. Увы, с подрывом доверия к себе лично и к Нацбанку. Конечно, при нынешнем недоверии к нашей валюте вообразить ее удивительное укрепление трудно, но, собственно, для балансов сейчас хватило бы и 230 или хотя бы 250 тенге к доллару. Поэтому если новый председатель будет вести дело аккуратно, он вполне может воспользоваться оставленной ему предшественником “форой” в виде возвращения к курсу, например 250 тг./$.

Пётр СВОИК, рисунок и инфографика Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Дословно

“Сейчас снижено доверие к банку и национальной валюте - тенге, этого допустить нельзя. В стране ощущается дефицит тенговой ликвидности, снижается объем кредитования экономики. Это плохие показатели, над их исправлением необходимо работать. Уверен, что образование и опыт Д. АКИШЕВА помогут справиться ему с этой задачей”.
“Все эти вызовы (в частности, снижение цен на основные экс­портные товары, геополитическая обстановка в мире, а также экономическая ситуация в Китае. - Ред.) мы преодолеем, для этого у нас имеются соответствующие возможности, разработаны планы. Государственный долг Казахстана находится на низком уровне. Мы обладаем резервами в объеме 40% ВВП, и если мы будем эффективно их использовать, то сможем продолжать развитие экономики и не ухудшать социальное самочувствие населения. Проводимая нами индустриализация и инфраструктурная программа “Нурлы жол” направлены на то, чтобы снизить давление негативных внешних обстоятельств. Еще раз обращаюсь ко всем крупным промышленным предприятиям, чтобы они обеспечивали сохранение рабочих мест”.
Из вчерашнего обращения президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА к сенату парламента

Комментарий в тему

Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ, экономист, бывший советник главы Нацбанка Кайрата Келимбетова, не в восторге от назначения Д. Акишева, который ранее, по словам эксперта, неоднократно выступал в качестве сторонника резкой девальвации тенге.
- Теперь он (Д. Акишев. - Ред.) пришел в Нацбанк. Будет ли он дальше держаться таких взглядов, пока непонятно. Теперь он будет нести моральную ответственность за дальнейшее ослаб­ление тенге, если он будет ратовать за дальнейшее ослабление и проблемы в финансовом секторе. Он будет наглядно видеть, что девальвация, а особенно ее продолжение, не несет ничего хорошего.
Я отрицательно воспринимаю его приход на должность главы Нацбанка. Он раньше был заместителем председателя финансового регулятора. Каких-либо выдающихся достижений у него не было.
Население отставку (К. Келимбетова. - Прим. автора), наверное, воспримет позитивно, поскольку он в глазах населения ассоциируется как человек, допустивший сильное ослабление тенге. Хотя на самом деле он был против. Из-за того, что в финансовом секторе сложился сильный конфликт между Келимбетовым и другими представителями финансовых структур, возможно, действительно было нужно, чтобы Келимбетов ушел. Я думаю, он и сам не против был уйти.
Tengrinews

Поделиться
Класснуть