2506

Одним - корка, другим - икорка

В понедельник министр сельского хозяйства Асылжан МАМЫТБЕКОВ во время правительственного часа в мажилисе объяснил, почему правительство с нового года перестанет сдерживать цену на хлеб.

- К вам пара-тройка вопросов. Вы предлагаете упразднить расходы на стабилизацию цены на хлеб. Каким образом тогда будет обеспечиваться недопущение роста цен на первый социальный продукт, - обратился к министру депутат Турсынбек ОМУРЗАКОВ.
Мажилисмен напомнил, что Министерство сельского хозяйства планирует ввести карточную систему для пенсионеров и социально уязвимых слоев населения.
- Но мне бы хотелось знать, откуда вы будете брать дешевый хлеб? Второй вопрос: вы предлагаете ужесточить контроль за регулированием цен на продукты питания, за торговыми наценками, поставленными торговыми сетями на продукты питания. Хотел бы знать, а какие основания для такого контроля в условиях рыночной экономики? - спросил депутат.
В ответ министр попросил народных избранников не политизировать вопрос удорожания социального хлеба.
- Ежегодно правительство в среднем за последние пять-шесть лет тратило на снижение цен на хлеб 1-го сорта, булки 600-граммовой, около 6-8 миллиардов тенге. Эти объемы доходили иногда до 12-15 миллиардов. Постепенно было принято решение, что размеры, нормативы субсидий будут сокращаться и цена хлеба должна приближаться к рыночной. То есть она не должна быть регулируемой, не должна быть удешевленной. Должна быть рыночная цена за счет развития конкуренции. Почему было принято такое решение? Во-первых, это не носит адресного характера, и хлеб мы удешевляем как для богатых, так и для бедных. Это государству обходится довольно дорого, потому что расчет Министерства труда и социальной защиты показал, что если удешевлять хлеб только для нужных адрес­ных групп, то цена вопроса будет стоить всего 1,5 миллиарда тенге. То есть мы перерасходуем бюджетные средства. Почему богатые люди должны покупать по дешевой цене хлеб? То есть это социально несправедливо. Второе - этот механизм очень сложный и коррупциогенный, удешевляется он на уровне местного бюджета - но удешевленная мука, пшеница попадает ли точно по адресу? Потому что нередко до нас доходят сигналы, что удешевленная мука появлялась на рынке. Кто супермаржу эту получал за счет бюджета? Непонятно! Почему мы должны допускать это? - объяснил решение правительства министр сельского хозяйства.
Асылжан Мамытбеков опроверг слухи о введении карточной системы распределения хлеба.
- Мы не придерживаемся такой позиции. Есть существующий довольно эффективный механизм адресной социальной помощи, и не надо ничего придумывать. Просто там будет перерасчет потребительской корзины, и нужные слои населения получат необходимое количество пособий, - сказал он.
Министр считает, что вмешательство государства в хлебный рынок привело к тому, что во всех городах до сих пор существуют старые советские хлебокомбинаты.
- Нет новых инвестиций. Нет новых технологий. И наша лучшая в мире пшеница превращается в не очень вкусный хлеб, к сожалению. Из-за того, что технологии не внедряются. Нет конкуренции, туда не идут новые инвестиции, потому что нормальный инвестор, зная, когда государство в нужный момент всегда ему выкрутит руки, заставит правдами-неправдами держать цены. А в хлебе это не только пшеница. Это электроэнергия, это транспортные расходы. А почему хлеб не должен адекватно (стоить. - Т. К.)? Да, это вопрос довольно острый. Но если разобраться, расходы на хлеб не такие большие. У нас норма потребления хлеба не пересматривалась с советских времен. И она заложена - это 120 килограммов пшеницы на одного человека. Но на самом деле реально мы просчитывали это на примере 2010 и 2012 годов, когда была жесточайшая засуха и удешевление происходило только за счет ресурсов Продкорпорации. Наша страна для потребительских целей хлеба ест всего 1 миллион тонн, а не 2,4 миллиона, как по нормам положено. В советское время в рационе человека хлеб занимал большую долю. Сейчас он не играет такой роли. И если подсчитать по цене, сколько тратит человек, он тратит на транспортные расходы - на троллейбус, автобус - больше, чем на хлеб. Поэтому мы не должны политизировать этот вопрос. Это чисто экономического характера вопрос, и мы должны прекратить эту полемику. Да, где нужно, уязвимым слоям населения надо адресно помочь. Вот такая позиция наша, - подытожил министр.

Талгат КИРБЕТОВ, фото предоставлены пресс-службой мажилиса и Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть