1279

Подорожает ли бензин?

За последнюю неделю стоимость горючего вновь стала одной из самых обсуждаемых тем. На днях правительство Казахстана приняло решение об увеличении ставки акцизов на бензин отечественного производства

Согласно этому документу ставка акциза на бензин вырастет на 6 тысяч тенге и составит 10,5 тысячи тенге за тонну (ранее - 4,5 тысячи тенге). Причину таких мер глава Министерства национальной экономики Казахстана Ерболат ДОСАЕВ объяснил необходимостью сокращения маржи производителей ГСМ, которая якобы сформировалась из-за отказа от государственного регулирования на АИ-92/93 в сентябре текущего года. Однако ряд экспертов, высказавших свое мнение на этот счет в различных СМИ, считают: никаких предпосылок для повышения акциза на нефтепродукты нет, а причина кроется в другом - в необходимости пополнить государственный бюджет. Поясним. Бюджет страны сформирован с учетом того, что предположительно внутренний валовой продукт (ВВП) страны вырастет на 2,1 процента. Однако поступления могут оказаться в действительности намного ниже ожидаемых. Вот и ищут отечественные чиновники источники пополнения казны. Между тем бытующее мнение о сверхдоходах оптовых поставщиков, как и утверждение о том, что новые ставки снизят сверхдоходы, не имеет, честно говоря, под собой реальных оснований. В среднем оптовая цена бензина формируется на 61 процент от цены недропользователя, на 22 процента - от стоимости переработки нефти плюс налоги - 16 процентов. Оставшийся 1 процент - это и есть доход оптового поставщика. Как видим, аппетиты трейдеров более чем умеренные. Более того, отмена госрегулирования цены на бензин марки АИ-92/93 изначально была направлена на насыщение внутреннего рынка высокооктановым бензином, пополняемым пока частично из России. К слову, с даты отпуска цены на бензин марки АИ-92/93 в свободное плавание - 4 сентября - курс доллара к тенге поднялся на 28 процентов, а оптовая цена на указанную марку бензина не только не поднялась, а в начале ноября была снижена по причине насыщения рынка на 4 процента. То есть внутренний рынок “двигался” по законам конкуренции.
Что же теперь в связи с принятыми изменениями ждет топливный рынок Казахстана и к каким последствиям это может привести? Ситуация на рынке сейчас складывается не самым лучшим образом. В первую очередь ввиду сложившегося уровня мировых цен на черное золото. К примеру, на 16 ноября 2015 года цена за баррель нефти марки Brent (это один из общепризнанных показателей мировой экономики наравне с золотом и долларом США) составила $40,385. Это самый низкий показатель с 2009 года. По всему миру нефтяники сокращают производство и откладывают капитальные проекты. Казахстанские компании пока продолжают работать в этих условиях.
Есть и ряд других факторов, крайне негативно влияющих на ситуацию в нефтяной отрасли: в действующих экспортных контрактах доля экспортной таможенной пошлины доходит до 40 процентов от нетбэка (чистая производственная стоимость) недропользователей, на экспорт светлых нефтепродуктов уже на протяжении последних пяти лет действует мораторий плюс 10 процентов повышения тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам. Рынок переработки также невыгоден по причине недавнего повышения стоимости услуг нефтеперерабатывающих заводов в рамках программы их модернизации. Стоит также упомянуть еще об одном новшестве: к 2016 году производители нефтепродуктов и владельцы заправочных станций и хранилищ должны за свой счет оборудовать резервуары контрольными приборами учета. Это, в свою очередь, может предположительно привести к удорожанию нефтепродуктов и отразиться на конечном потребителе.
Можно было бы избежать налогового бремени со всеми вытекающими негативными последствиями, подняв цены на бензин. Если бы не одно “но”. В принятом постановлении акциз на импортные нефтепродукты остался прежним. Предположим, что оптовые поставщики подняли цены на бензин, но в этом случае они не смогут конкурировать даже с ближайшими соседями - россиянами. С чем это связано и кому это выгодно - неизвестно. Вопрос остается открытым. Но ситуация, безусловно, складывается неблагоприятная как для экономики страны, так и для населения Казахстана. Ведь поставка черного золота на внутренний рынок позволяет недропользователям сохранять темпы добычи и избежать сокращения производства и штата сотрудников. А рынок в ближайшее время может заполонить импортное топливо, облагаемое по-прежнему низкой ставкой акциза, лишив тем самым возможности отечественных поставщиков реализовывать свою продукцию. То есть рынок перестает быть конкурентным.

Вероника ЛАВРИЩЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть