2767

“Мы открылись!”

Дождутся ли казахстанцы табличек с такой надписью на дверях госорганов?

В воскресенье, 29 ноября, вступит в силу революционный для Казахстана Закон “О доступе к информации”. То есть меньше чем через неделю каждый из нас сможет запросить в государственных органах любые данные, кроме относящихся к категории госсекретов.

К этому торжеству прозрачности страна шла последние пять лет. И вот наконец свершилось - после череды жарких дискуссий народу предоставили-таки доступ к публичной информации! Теперь мы можем узнать о том, чем же за наши деньги занимается правительство с его многочисленными министерствами и ведомствами. В статье под номером шесть закона четко указано, доступ к какой именно информации не подлежит ограничению. Перечислю лишь наиболее примечательные и приятные для обывателя пункты. Итак, отныне каждый по первому же запросу получит право узнать, как “происходит формирование и расходование средств из респуб­ликанского и местного бюджетов, как контролируется их использование (правда, законотворцы делают здесь немаловажную сноску: “за исключением сведений, содержащих государственные секреты” - О. А.)”. Нам должны рассказать как на духу “о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам, состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях”. И это далеко не полный список (желающие могут легко найти этот закон в Интернете и оценить масштаб грядущих возможностей). Только представьте, как уже вскорости может оживиться работа заскучавших к концу года чиновников, если хотя бы малая часть налогоплательщиков решит проверить, на что слуги народа тратят наши кровные.
- Этот закон примечателен тем, что отчитываться перед гражданами должны будут не только гос­органы, но и субъекты рынка, занимающие доминирующее положение на рынке (то есть монополисты), и любые частные организации, которые выигрывают государственные тендеры, - подчеркнула вчера на пресс-конференции заместитель директора Центра исследования правовой политики Татьяна ЗИНОВИЧ (на снимке). - Парламент прогнозирует, что после вступления закона в силу около 70 процентов государственной информации будет подлежать раскрытию.
Сказать точно, какие именно данные чиновники отнесут к тем 30 процентам, которые не подлежат разглашению, пока очень сложно. Ясно лишь одно: грифы “секретно” и “для служебного пользования” никуда не исчезнут. А процедура как раскрытия информации, так и присвоения ей этих грифов будет прописана в соответствующих подзаконных актах, которые сейчас готовят в недрах правительства (правда, опять же непонятно, как и с чьим участием).
- Жаль, что принцип “все или никто” в данном случае не работает, - отметил директор представительства Internews Network в Казахстане Ержан СУЛЕЙМЕНОВ (на снимке). - Например, требование проводить открытые заседания, которые относятся к большинству госорганов, не распространяется на Министерство обороны и некоторые другие ведомства. Еще один минус этого закона - отсутствие независимого административного органа, который контролировал бы его исполнение. Государству в любом случае придется впустить общественные организации в этот процесс, ведь оно не может контро­лировать само себя - это лишний шаг к коррупции и непрозрачности. Мы хотим призвать всех заинтересованных граждан и журналистов к тому, чтобы они начали активно пользоваться возможностями, которые дает этот закон. От неравнодушных людей зависит то, как он будет работать.
В процессе обсуждения законопроекта было очень много предложений со стороны международных экспертов, но далеко не все они были учтены. В частности, в документе так и не появился пункт об использовании специального теста, определяющего, какая информация может быть засекречена, а какая нет.
- Зато удалось добиться того, чтобы государственные органы давали ответы как на письменные, так и на устные запросы, сделать так, чтобы сроки их рассмотрения были максимально короткими. К тому же предусматривается достаточно большой пакет информации, который госорганы обязаны выкладывать на свои интернет-ресурсы, - говорит Татьяна Зинович. - На едином портале будет опубликовано все законодательство - эта информация будет абсолютно бесплатной. Там же начнут размещать и проекты законов, в обсуждении которых сможет принять участие и общественность.
Как это будет работать? К примеру, вы решили узнать, с какого перепуга монополист вздумал поднять тарифы на тепло или воду. Составляете соответствующий запрос и отправляете его обычной или электронной почтой в соответствующую структуру. Адресат обязан ответить в течение 15 дней. Если же вы так и не дождались заветной весточки, то можете жаловаться в вышестоящие органы или напрямую обращаться в суд.
- В Кодексе об административных правонарушениях есть две статьи: “предоставление заведомо ложной информации” и “неправомерное отнесение информации к информации с ограниченным доступом”, которые регламентируют эти моменты, - поясняет Татьяна. - Причем у гражданина есть возможность обжаловать решение госоргана, который не предоставляет информацию.
Правда, опять же не очень понятно, кто будет определять степень полноты и точности информации, предоставляемой гражданину. С этим, видимо, придется разбираться, так сказать, на марше...
- Такие законы, безусловно, начинают действовать не сразу, - считает Зинович. - Например, в Словении, где он был принят достаточно давно, прошло немало времени, прежде чем журналисты, а потом и рядовые граждане стали обращаться за получением государственной информации. Чиновники поняли, что доступной информацией лучше делиться с обществом. Вот и у нас, надеемся, будет так же. Ведь благодаря этому закону наше общество может стать другим.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее