7023

Рано радоваться

На прошлой неделе боевики “Исламского государства” (ИГ) разместили на портале YouTube видеоролик со списком стран, с которыми они воюют. В числе указанных 60 государств - Россия, Украина, Польша, Литва, Молдавия, США, Иран, Турция и другие. Казахстан в этот черный список не вошел. Однако, по мнению научного сотрудника Института США и Канады Российской академии наук Геворга Мирзаяна (на снимке), отсутствие нашей страны в данном списке - не повод для радости.
- Геворг, понятно, почему в списке оказались Россия, США и Иран. Но почему там оказалась Украина и страны Прибалтики и почему там нет нас?
- Мне очень сложно комментировать логику ИГ. Возможно, Украина оказалась в этом списке, потому что является парт­нером Запада и партнером американцев. Почему там не оказался Казахстан? Я бы не стал на вашем месте испытывать облегчения по данному поводу, поскольку для ИГ все мусульманские страны по умолчанию являются врагами. Ведь идея всеобщего халифата, которую проповедует ИГ, делает враждебным любое другое государство с преобладанием мусульман - Казахстан, Туркменистан и так далее. Единственная страна, для которой могут быть сделаны исключения, - Катар.
- А что вы думаете насчет происходящего между Россией и Турцией? Можно ли сказать, что конфликт постепенно переходит в стадию холодной войны? И кто здесь прав, а кто - нет?
- Во-первых, о холодной войне говорить еще рано. Речь идет об элементарном воспитании. Москва пытается воспитать Турцию, заставив ее отвечать за свои поступки. И самое главное - не допустить повторения того, что сделала Турция, другими странами и преж­де всего Саудовской Аравией. Именно поэтому Турции был выставлен ряд условий - в частности, публично извиниться. И для того, чтобы ее простимулировать к этому, Россия вводит санкции. Но эти санкции, если вы заметили, вводятся с временным лагом - не завтра, как это было с санкциями в отношении Европейского союза, а через месяц или несколько. То есть Турции дается время подумать над своим поведением, турецким бизнесменам дается время надавить на своего президента, который слишком гордый, чтобы извиняться, а турецкому и российскому МИДам дается время на выработку общеприемлемого текста “извинительного” заявления, чтобы и туркам, и русским было не сильно обидно. Далеко не факт, что эта возможность будет реализована, но, по крайней мере, мы даем Турции возможность выйти из этой ситуации с достоинством.
Что касается того, кто виноват, можно было бы сказать, что виноваты обе стороны, если бы не информация о том, что ликвидация российского самолета не была спонтанной. Если бы самолет залетел на территорию Турции, был там же сбит и там же упал, то с юридической точки зрения (но не с рациональной!) турки были бы правы. Но ликвидация самолета готовилась заранее. Турецкие истребители его ждали, планируя, что сбитый российский самолет упадет на территории Турции. Но, к сожалению турок, он упал на территории Сирии. Плюс была задержка по таймингу, из-за которой турецкий истребитель был вынужден сбивать российскую “сушку” уже над Сирией. Поэтому турки несут в этой ситуации подавляющую долю вины.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Полную версию интервью с Геворгом Мирзаяном читайте в следующем номере.

Поделиться
Класснуть

Свежее