1153

Доллар крепче, а тенге - лучше?

Форум “Корпоративное управление: новый взгляд на инвестиционную привлекательность Казахстана”, прошедший в среду в Астане, обнажил самые типичные проблемы отечественной экономики в условиях неослабевающего кризиса и дорожающего доллара. Вот, пожалуй, лейтмотив выступления председателя Национального банка РК Данияра АКИШЕВА (на снимке).
Главный банкир страны до зубов вооружен статистикой, но при этом, похоже, остается статистом, не имеющим ни малейшего представления о том, что будет и как нам жить дальше.
Так, по данным Нацбанка, в январе 2016 года в обменных пунктах населением было приобретено всего 213 млн. долларов, что стало самым низким показателем за всю новейшую историю Казахстана.
- Предпочтения сменились в пользу тенге, и население начало продавать иностранную валюту. Впервые за последние 10 лет наблюдалась чистая продажа иностранной валюты населением, объем которой за февраль составил 277 млн. долларов. В дальнейшем мы ожидаем усиление данной тенденции, - со значением сообщил глава Нацбанка.
И добавил: по итогам февраля и первой половины марта наблюдается рост доли депозитов в национальной валюте, то есть процесс дедолларизации обретает реальные контуры. В итоге депозиты в национальной валюте за январь-февраль 2016 года увеличились на 307,6 млрд. тенге (рост 6,2 процента), в том числе депозиты населения - на 96 млрд. тенге (рост 6,7 процента).
В скобках заметим: в устах человека, в свое время признавшегося, что он не имеет сбережений, эти цифры звучат несколько двусмысленно...
По словам г-на Акишева, Национальный банк оставляет за собой право участия на валютном рынке для предотвращения резких колебаний и в случае угрозы финансовой стабильности. Однако никакого допустимого обменного коридора устанавливать не будет. Судьба тенге будет решаться на мировом рынке.
- В марте 2016 года обменный курс колебался в диапазоне 343-349 тенге за доллар. В этих условиях Национальный банк намерен продолжить политику свободного плавающего обменного курса тенге. Это означает, что Нацбанк не имеет ориентиров по обменному курсу и не прогнозирует его значения на любой период времени. В то же время мы оцениваем вероятность существенного изменения курса в ближайшее время как незначительную, - обнадежил докладчик.
По данным финрегулятора, валовые международные резервы на конец февраля 2016 года составили 27,8 млрд. долларов, международные же резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (63,5 млрд. долларов), - 91,3 млрд. долларов. При этом большинство негативных сценариев с точки зрения платежного баланса Казахстана уже реализовалось.
А вот инфляционные коридоры в главном финансовом ведомстве обещают обеспечить. По словам Акишева, корректировка курса тенге в 2015 году привела к усилению инфляционных процессов преимущественно во второй половине прошлого года. В результате годовой уровень инфляции в 2015 году составил 13,6 процента, а на конец февраля года нынешнего увеличился до 15,2 процента.
- Очевидно, что финансовая система и реальный сектор завершают адаптацию к новой экономической нормальности, - сделал он совсем неочевидный вывод.
Завершая свою речь, глава Нацбанка усомнился в необходимости существования фондового рынка и акционерного капитала как источника финансирования экономики и перераспределения капитала в Казахстане, предложив реформировать финансовую систему страны.
- Исторически в Казахстане сложилась преимущественно банковская модель фондирования, где основным инструментом выступает банковский кредит. Этому способствовали проведение реформ в банковском секторе и переход на международные стандарты, а также введение необходимых налоговых стимулов и льгот. Однако фондовый рынок имеет всю необходимую инфраструктуру, значительно реформирован, но при этом получил суперрегулирование в период функционирования частных пенсионных фондов, - заключил банкир.
Неприятной новостью стало прозвучавшее на форуме сообщение о том, что на начало 2016 года номинальный внешний долг “КазМунайГаза” составил 10,7 млрд. долларов. Опять же с учетом стремительно дешевеющей нефти.
- Это номинальный внешний долг по состоянию на начало года. А официальные цифры вы сможете увидеть после публикации консолидированной финансовой отчетности “КазМунайГаза”, - сообщила управляющий директор по финансам и операциям АО “ФНБ “Самрук-Казына” Елена БАХМУТОВА.
По ее мнению, такой объем долга на сегодня вполне обоснован с учетом текущего уровня цен на энергоносители. Кроме того, уровень долговой нагрузки был существенно снижен в прошлом году.
- Объем долга не представляет опасности для жизнедеятельности группы (компаний, входящих в “Самрук-Казыну”. -
А. Н.). Обслуживание обязательств идет в нормальном объеме. У нас довольно высокий уровень инвестиционной деятельности и, соответственно, для реализации инвестиционных проектов используются в том числе и заемные ресурсы, - заверила Елена Леонидовна.
В общем, стало понятно: хотя долг номинальный, это грозит вполне реальными проблемами. И остается только надеяться, что серьезные люди из ФНБ знают, что делают.

Арсен НУРТАЗИН, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее