4567

Ах, как хочется ворваться в городок...

Уникальному памятнику археологии - городищу Талгар (Тальхир), включенному в cписок Всемирного наследия ЮНЕСКО, грозит уничтожение из-за строительства автодороги местного значения.

Древний город Тальхир (в некоторых источниках - Тальхиз), возникший в VIII веке нашей эры на Великом шелковом пути, располагался на месте современного Талгара Алматинской области. К сожалению, с течением времени северная часть городища была застроена домами, а вот южная оказалась нетронутой. Из-под толщи земли здесь до сих пор проступают фундаменты домов, мечетей и других сооружений, мощеные улицы, фрагменты водопровода и другие фрагменты давно ушедшей эпохи. Примерно с 1920-х годов в Талгаре велись раскопки, здесь работали такие известные археологи, как Алькей МАРГУЛАН и Александр БЕРНШТАМ.
Найденные на месте городища артефакты представляли огромный интерес для науки: китайский фарфор, иранская керамика, китайские палочки для еды, индийские шахматы, а также множество керамических и железных изделий местных мастеров, которые, по словам археологов, могли изготавливать даже булатную сталь, высоко ценившуюся в Средние века. Начиная с 2004 года казахстанские и иностранные специалисты вели работу по включению Талгара в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и в 2014 году их усилия увенчались успехом.
- Это трансграничная номинация, здесь работали еще китайцы и киргизы, - рассказывает ученый-археолог член-корреспондент Национальной академии наук Казахстана Карл БАЙПАКОВ (на снимке). - Всего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО было включено 37 объектов, из которых восемь казахстанские. Так что теперь это не только наш памятник - это памятник мирового значения. Ему придается соответствующий статус, и он находится под охраной не только государства, но и международного сообщества.
Между тем еще с 2007 года через Талгар планировали проложить автодорогу Бирлик - Алмалык - Рыскулов - Береке (“Казстрой”) - Акбулак. Археологи и местные жители не раз протестовали против этого, однако дорогу все же решили строить. Работы начались в 2014 году, но, по словам генерального секретаря Национального комитета всемирного наследия РК Дмитрия ВОЯКИНА, несколько месяцев спустя, после включения Талгара в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, была собрана государственная комиссия, которая остановила все работы на этом участке. А недавно археологи узнали, что строительство идет и рабочие уже подошли вплотную к городищу!
- Весь прошлый год мы вели дис­куссии, несколько раз собиралась госкомиссия, которая подтвердила, что все работы должны быть заморожены до решения и нашего экспертного сообщества, и международных экспертов, - говорит Дмитрий Воякин. - И такая эксперт­ная комиссия имела место быть. Эксперт ЮНЕСКО профессор Московского архитектурного института Наталья ДУЖКИНА в своем заключении четко пишет: если Талгар будет исключен из списка Всемирного наследия, то рухнет и вся серия из 37 объектов, в том числе китайских и киргизских. Для Казахстана это непоправимый ущерб международному имиджу! При этом Талгар на сегодняшний день - один из немногих объектов, который в рамках этого отрезка Великого шелкового пути сохранился довольно хорошо. Огромное количество международных экспертов обследовало эту местность и приняло решение о включении Талгара в список ЮНЕСКО. А теперь тут вдруг снова разворачивается такое строительство!
На днях в Алматы состоялось заседание Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, после чего экспертная группа в составе Карла Байпакова, Дмитрия Воякина, генерального директора Института археологии имени Маргулана Бауыржана БАЙТАНАЕВА и других специалистов выехала в Талгар.
С ними отправились и наши корреспонденты, которые воочию убедились, что дорога действительно строится: уже переброшен мост через местную реку, а по берегу снуют грузовики.
- Согласно плану дорога должна пройти от моста, ломая юго-западный угол городища, по предгорьям к спортивному комплексу “Акбулак”, - рассказал Карл Байпаков. - Она будет широкой, метров 50, четырехрядной плюс обочины. В результате городище будет разрушено. Мы понимаем, что дорога нужна, но ведь и памятник нужен! Поэтому есть альтернативное предложение проложить дорогу в другом месте, чтобы не разрушать городище. Но, несмотря на заключение ЮНЕСКО о том, что дорогу здесь строить нельзя, работы ведутся.
В администрации Талгарского района не смогли прокомментировать тот факт, что строительство дороги угрожает археологическому памятнику.
- Я ничего не знаю, - сказала начальник отдела культуры и развития языков Талгарского района Фарида БЕГЕНБАЕВА. - Вопрос о строительстве дороги решается на другом уровне, с нами ничего не согласовывают.
А вот аким Алматинской области Амандык БАТАЛОВ заверил нас, что дорога не затронет памятник.
- Ни в коем случае городище не будет разрушено, - сказал он. - Когда вели проектирование, границы этого городища были в стороне. Потом они (археологи. - М. А.) дополнительно прирезали землю. Но мы все равно отошли, изменили маршрут с учетом археологических исследований специально, чтобы не задеть какие-то артефакты. Но дорога ведь должна быть. Она не именно ради спорткомплекса строится, она ради людей строится. Вы попробуйте сейчас через Талгар проехать - настолько загружена трасса! Мы понимаем ценность этого памятника, и с учетом всех этих критериев ведется строительство. Там нет никакого нарушения.
- Но ведь мост переброшен через реку прямо напротив городища, территория которого начинается буквально в нескольких метрах от берега!
- Дорога уйдет в сторону. Когда строится такая большая дорога, всегда делаются технико-экономическое обоснование, расчеты, прокладывается маршрут, определяется полоса отвода. И все это было согласовано. Мы специально проводили несколько раз экспертизу, смотрели. После того как проект был разработан и прошел государственную экспертизу, никому не говоря, отдельно прирезается дополнительная территория. Эта территория захватывает дорогу, и теперь говорят: уберите дорогу! Но ведь рядом с египетскими пирамидами тоже дорога проходит. Если бы ломали или наносили вред древним сооружениям - понятно, но посмотрите проект: дорога нигде не задевает само городище. И люди, которые приедут смотреть памятник, подъедут по этой нормальной дороге.
По поручению Амандыка Баталова вчера к нам в редакцию из Талдыкоргана приехала целая делегация во главе с начальником областного управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог Ержаном ЖАКСЫБАЕВЫМ, который показал документы и объяснил ситуацию. По его словам, все делается в рамках закона: одна часть спорной территории относится к землям запаса Талгарского района, а другая - там, где пройдет дорога, принадлежит управлению пассажирских перевозок и автомобильных дорог. Сама трасса строится в рамках поручения главы государства по созданию в Талгарском районе технополиса “Наукоград”, строительство которого взяло на себя АО “КазМунайГаз”. Сдать дорогу протяженностью чуть более 20 км, на которую было выделено 3,9 млрд. тенге государственных средств, планируется в конце ноября этого года.
Что касается городища Тальхир, то изначально, по словам Ержана Жаксыбаева, его территория занимала всего 3,9 га. Тогда дорога пролегала вдоль южной границы памятника, не затрагивая его. Однако в 2013 году постановлением маслихата Алматинской области площадь городища была увеличена до 20,8 га, и теперь дорога проходит аккурат через эту территорию.
- Сейчас мы на этом участке не работаем - ждем, пока ТОО “Казархеология”, которое проводит раскопки, даст нам свое заключение, есть ли там какие-либо ценные объекты, - сказал Ержан Жаксыбаев.
- Почему для раскопок привлечена частная компания, а не, скажем, Институт археологии?
- Потому что они запросили за работу 180 миллионов тенге, а “Каз­археология” - всего 20 миллионов тенге.
По словам директора “Казархеологии” Жумана СМАИЛОВА, свои изыскания фирма должна завершить к середине июля. После этого состоится заседание специальной комиссии с участием всех заинтересованных сторон, на котором будет решаться судьба проекта и памятника.
Мы будем следить за развитием событий вокруг этой темы.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть