2973

А машины-то при чём?!


Около 40 казахстанских дальнобойщиков оказались заложниками разборок государства с контрабандистами, о чем они и их представители сообщили вчера на пресс-конференции в Алматы.

Эта история началась летом 2015 года, когда дальнобойщики подрядились перевезти груз из Китая в Киргизию через территорию Казахстана. После загрузки товара в Поднебесной машины прошли проверку на таможенном посту “Хоргос” и под сопровождением - поскольку груз был транзитный - направились к казахстанско-киргизской границе. На Кордае они снова подверглись досмотру, и здесь местные таможенники выявили нарушения. До конца лета грузовики простояли на таможне, а в сентябре водителям сообщили, что груз нужно будет оставить на складах в поселке Георгиевка, поскольку он признан контрабандным.
Интересно, что вскоре после разгрузки товар исчез со складов, а позже благополучно был доставлен конечному заказчику в Москву. Каким образом это произошло - отдельная история, которой занимаются правоохранительные органы.
Что касается дальнобойщиков, то их после разгрузки отпустили, и в течение пяти месяцев люди спокойно работали. А в феврале этого года они неожиданно узнали, что на машины в рамках дела о контра­банде наложен арест. Весной Кордайский райсуд Жамбылской области вынес приговор в отношении некоего Берика ЧОТПАЕВА, которому, по версии следствия, принадлежал контра­бандный товар. Мужчина заключил процессуальное соглашение, признав свою вину, и отделался штрафом. А вот дальнобойщики, проходившие по делу как свидетели, встряли по полной - суд постановил конфисковать их машины, признанные орудиями преступления, в доход государства. Предприниматели обжаловали этот приговор, но апелляционная инстанция оставила его без изменений, а Верховный суд отклонил ходатайство о пересмотре дела.
Сейчас дальнобойщики и их адвокаты уповают на Генеральную прокуратуру: они записались на прием к главе надзорного органа Жакипу АСАНОВУ на 25 октября и надеются, что он досконально разберется в этом деле.
Между тем адвокат Елжас МОЛДАКАШЕВ (на снимке) уверен, что изъятие машин у дальнобойщиков, которые не имели никакого отношения к перевозимому грузу, противоречит не только логике и здравому смыслу, но и нормам права, в том числе международного:
- Как может водитель знать, что он загружает и по каким документам? В его обязанности это не входит, он всего лишь перевозит товар. И Международная конвенция о перевозке грузов от 1956 года, подписанная Казахстаном, однозначно гласит: водитель отвечает только за сохранность груза, пломб и т. д. Он не отвечает за сопроводительные документы, за то, правильно они составлены или нет. Тем более что все 38 машин шли под таможенным сопровождением. То есть все документы находились у таможенников, они проверили их законность. При чем тут водители?!
- Когда в поезде находят контрабанду, почему-то сам поезд не конфискуют, - замечает дальнобойщик Сергей КУЛИК (на снимке). - Или самолет, если в нем что-то находят, даже у летчиков! А машину, видите ли, надо конфисковать! Свой автомобиль я купил в долг, собрал у многих людей деньги. И теперь вынужден буду продать квартиру, чтобы рассчитаться с долгами. Квартира не моя - родительская. В итоге и моя семья, и семья сестры, и мать останутся на улице. Государство мне этот автомобиль не давало, покупать его не помогало. И просто так я его не отдам!

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть