3335

Депо, да не то

В понедельник вечером стали известны итоги конкурса на лучшую концепцию создания общественного пространства на территории бывшего трамвайного депо Алматы. Сформирован рейтинг из пяти top-проектов, который возглавляет проект городского парка социально-культурного развития и отдыха “дЭпо”: по результатам онлайн-голосования и оценки экспертов он набрал наибольшее количество баллов - 28,41. Создание и обустройство этого парка обойдутся в 3,5 млрд. тенге. Однако это еще не окончательный выбор лучшего проекта (подробнее об этом см. в завтрашнем номере газеты). Но в любом случае, как выяснил наш корреспондент, проект-победитель, который станет известен позже, возможно, придется корректировать, поскольку власти южной столицы всерьез рассматривают идею возрождения трамвайного транспорта. И при таком развитии событий новому общественному пространству придется потесниться!

В начале октября в Алматы на два дня приезжали представители российского холдинга “Уралвагонмаш”, в состав которого входит Усть-Катавский вагоностроительный завод, производящий трамваи. При “Уралвагонмаше” есть НИИ, занимающийся исследованием и развитием этого вида транспорта в России. Так вот, его специалисты изучили трамвайную инфраструктуру Алматы и предложили два сценария реинкарнации “рогатых”.
Первый - менее затратный: на то, чтобы обновить все электросети, проложить новые рельсы и провести необходимые коммуникации, понадобится около 10 млрд. тенге. При этом в Алматы будет курсировать столько же трамваев, и ездить они будут по тем же маршрутам, что и до их поспешной ликвидации.
Вариант второй, более дорогостоящий: оптимизировать существующие маршруты, увеличить количество вагонов и сделать так, чтобы трамваи стали более популярными в народе (если раньше они перевозили порядка двух миллионов человек в год, то после этих преобразований пассажиропоток должен увеличиться втрое - до шести миллионов). На это потребуется уже порядка 20 млрд. тенге.
- Недавно мы презентовали все эти данные акиму (Алматы Бауыржану БАЙБЕКУ. - О. А.), - рассказал “Времени” руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог городского акимата Максут ИСАХОВ (на снимке). - Он дал нам указание еще раз все подсчитать и заново представить ему проект. Сейчас мы возьмем два автобусных маршрута и сравним их с трамвайными, ранее проходившими примерно в том же районе. То есть вопрос с возрождением трамваев все еще остается открытым, по нему еще нет конкретного решения.
- А как же трамвайное депо? Ранее вы говорили о том, что оно будет располагаться на прежнем месте, при этом город параллельно объявляет конкурс на создание там нового общественного пространства. Это вообще как совместить?
- Тот же самый вопрос мне задавали представители Центра развития Алматы, проводившего конкурс. Я объяснил, что современные трамваи значительно отличаются от тех, что были раньше, и для депо под модернизированный транспорт понадобится 30-40 процентов от той территории, которую оно занимало прежде. Даже если мы будем дополнительно закупать еще 20 вагонов (в рамках второго сценария развития событий. - О. А.), нам нужна будет максимум половина территории.
Что все-таки будет на месте трамвайного депо, вчера объявил Центр развития Алматы. Интрига сохранялась до последнего: были известны лишь результаты online-голосования граждан - с большим отрывом лидировали проект “Парк развития и отдыха “дЭпо” (на прошлой неделе его объединили с занявшим третье место проектом Политехнического музея) и проект “Музейно-парковый комплекс общественного транспорта Алматы”. Впрочем, ориентировались не только на них, и правильно делали. Как показала практика, первыми стали проекты, организованные людьми, знающими тонкости продвижения своего продукта и развернувшими активную агитацию в соцсетях.
- Народное голосование - это лишь треть оценки, с ней суммируется мнение экспертов (было привлечено 13 специалистов - восемь казахстанских и пять иностранных), это еще две трети оценки, - рассказала нам о том, как выявляли победителя, директор центра урбанистики АО “Центр развития Алматы” Наталья ЛИВИНСКАЯ (на снимке). - Кстати, эксперты-международники в первую очередь обращали внимание на проработку проектов и отмечали те, за которые не голосовали горожане. Для нас было важным услышать и мнение людей, и оценку специалистов. Мы понимали, что кому-то не понравится итоговый результат, но он сложился после тщательных подсчетов.
- Вы знаете о том, что часть территории депо может сохранить свой профиль? В таком случае в победивший проект придется вносить коррективы.
- Да, этот вопрос действительно обсуждается, и он возник уже после того, как мы объявили конкурс. Мы сейчас ждем окончательного решения акимата о судьбе депо. После этого будем что-то предпринимать. В любом случае мы понимаем, что тот проект, который был предложен в идеальной картинке, будет трансформироваться. Все это мы будем проговаривать с авторами.
А что же с ЛРТ - современным скоростным трамваем, который аким обещал запустить вместо ставшего в один миг общественно опасным старого? Вопрос пока остается открытым. Причем, судя по всему, власти склоняются к тому, чтобы отложить этот проект (первая линия ЛРТ, напомню, по первоначальной задумке должна была заработать к Универсиаде-2017, выводы делайте сами) в долгий ящик. Причина - его дороговизна. При этом в Астане, где реализация аналогичного проекта оценивается в несколько раз дороже (почти 500 миллиардов тенге против 95 алматинских), от этой идеи не отказываются.
- В Астане проект стоит дороже из-за того, что линия ЛРТ будет проходить по эстакаде, а у нас - по земле, - пояснил Исахов. - Но дело даже не в этом, а в том, что мы сами (власти Алматы. - О. А.) пока не можем поддержать этот проект. На днях мы обсуждали комплексную схему организации дорожного движения в Алматы, и опять возникли вопросы по ЛРТ. Аким предлагает искать выгодные условия займа, например попросить под небольшой процент деньги в Нацфонде или искать инвестора, который будет готов вложить средства в этот проект.
Но найдут ли в конечном итоге эти финресурсы? Большой вопрос.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть