3166

Спешить - реформу смешить

Повторит ли трехъязычие в Казахстане путь педиатрии (см. "Надо действовать, а не думать!")? Мы проследили хронологию и провели напрашивающиеся параллели.

О том, что во всех казахстанских школах нужно внедрять обучение на трех языках - казахском, русском и английском, говорили, конечно, и при прежнем руководстве Минобра. Но именно после того, как кресло главного учителя страны занял Ерлан САГАДИЕВ (на снимке), новости по этой теме стали так активно вбрасывать в общество, как бы приучая всех к мысли: что бы вы ни думали, а реформе все-таки быть.
Любопытно, что тема стала раскручиваться за несколько дней до перестановок в образовательном ведомстве. 5 февраля на расширенной коллегии в МОН Дарига НАЗАРБАЕВА (на тот момент - вице-премьер) заявила: “Задача о трехъязычии, которую поставил лидер страны, - это одна из задач, которую наша система образования должна решить в ближайшие два-три года... Каждый гражданин страны обязан в совершенстве знать как минимум три языка: казахский (государственный), русский и английский”. А уже через пять дней, 10 февраля, стране представили нового главу Мин­обрнауки - господина Сагадиева. И пошло-поехало: о трехъязычии заговорили при всяком удобном случае с трибун любого калибра.
2 марта, оперативно реагируя на критику сверху, в МОН рассказали о сроках перехода на новую систему обучения. Директор департамента дошкольного и среднего образования министерства Жаныл ЖОНТАЕВА уверенно заявила: “С 2018/2019 учебного года шестиклассники независимо от главного языка обучения в школе будут изучать историю Казахстана на казахском языке, мировую историю - на русском, а старшеклассникам начнут преподавать информатику, физику, химию и биологию на английском языке. С 5-го класса ученики уже начнут знакомство со специфической терминологией этих наук. Полный переход на трехъязычное обучение планируют завершить к 2023 году...”
Вскоре подал голос и сам министр - 9 марта появился первый пресс-релиз нового главы МОН, посвященный как раз этому наболевшему вопросу. “До конца марта будет прорабатываться пошаговый механизм реализации этой программы, - говорилось в нем. - Мы должны двигаться к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание на трех языках...” Пресса растиражировала публичное выступление Сагадиева, в ходе которого он упоенно рассуждал о новой эре в обучении.
О том, что планируется начать внедрение изучения предметов на трех языках, особенно естественно-научных (таких как химия, физика, биология, информатика), по обновленным методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками. О том, что данное обновленное содержание прошло апробацию в Назарбаев Интеллектуальных школах. О том, что 73 тысячи преподавателей 1-го класса школ летом будут готовиться к преподаванию по новой методике... Затем начнется внедрение обучения естественно-научным предметам на английском языке. Планируется начать эту программу с 2018 года.
Примерно то же самое главный педагог повторил через месяц на апрельской встрече с педагогами в Алматы, продублировав мессендж в интервью СМИ и на лекции о трехъязычии, прочитанной студентам ЕНУ им. Л. Гумилева в мае. Свой открытый урок в Гумилевке г-н Сагадиев закончил на высокой ноте: “Важность трехъязычия осознал и начал внедрять не я, новый министр, - это государственная политика, инициированная нашим президентом. Работа в школах идет не первый год. Я только продолжаю взятый курс и считаю его верным и необходимым”.
Рассуждения о “верном курсе” с удовольствием подхватили подчиненные Ерлана Кенжегалиевича, хотя скепсис в обществе рос как снежный ком. 17 июня вице-министр образования и науки Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА на пресс-конференции в Астане героически демонстрировала искусство держать лицо, не уставая сыпать оптимистичными цифрами: “В рамках реализации “Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы” начата подготовка к внедрению обучения на трех языках... В основной школе с 2019 года предусмотрено изучение истории Казахстана на казахском языке и всемирной истории - на русском языке независимо от языка обучения школы. И только в 2019 году в старшей школе - десятом, одиннадцатом, двенадцатом классах - предполагается изучение на английском языке четырех предметов естественного цикла: химии, физики, информатики и био­логии...”
Впрочем, летом главными стали другие темы: ЕНТ, переход на пятидневку, сокращение каникул. О трехъязычии на время как будто бы забыли...
А осенью случилось непредвиденное - 13 сентября новым вице-премьером, курирующим в том числе и образование, стал Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ. Одно из первых своих совещаний после назначения на эту должность Имангали Нургалиевич провел именно в Минобре. Говоря о тех новациях, которыми нас пичкает МОН, вице-премьер четко обозначил новый подход: “Сфера образования затрагивает практически каждую семью нашей страны. Поэтому реформа в этой отрасли должна быть тщательно разъяснена и доведена до каждого. В такой ответственной и подлинно народной реформе спешке нет места”.
А теперь догадайтесь с трех раз, что было дальше. Меньше чем через месяц - в начале ноября - в ходе очередного брифинга советник главы МОН по связям с общественностью Майраш ТАЙКЕНОВА дала понять: предостережение вице-премьера услышано. “Новая методика обучения неказахского населения в рамках трехъязычия будет внедрена только в 2019 году, - заявила чиновница. - Но если к 2019 году ни школы, ни родители, ни общество не будут готовы к внедрению трех языков, то мы никуда не торопимся. Это наша страна и наше решение. Мы можем продолжить улучшать методику, можем продолжать обучение.
Вот это по-нашему: сами реформу замутили, сами от нее и откажемся. Ну, во всяком случае, отложим... на некоторое время. А там... да мало ли что может произойти! Снимут министра, расформируют министерство или - чем черт не шутит! - школяры поголовно овладеют тремя языками без всякого “хирургического” вмешательства.
...Когда десять лет назад закрывали педиатрические факультеты в медвузах страны, ссылались, конечно же, на мировой опыт. Вот и доссылались до того, что теперь педфаки спешно восстанавливаем.
Так и с “революционной” затеей МОН. Спору нет, трехъязычие - дело хорошее и (в свете неумолимо наступающей глобализации) необходимое. Вот только торопиться с этим нужно не спеша. А то получится, как в известном анекдоте: демократия построена - присылайте демократов...

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть