2565

Даурен Абаев: Пряник будет хорошим, поверьте!

Что обществу готовит обновленный законопроект о СМИ и какой будет новая информационная политика Казахстана? По поводу этого разгорелась жаркая дискуссия на прошедшем вчера в Алматы “Media курылтай-2016” между членами рабочей группы и министром информации и коммуникаций Дауреном АБАЕВЫМ (на снимке).

Когда он и спикеры расселись по местам, политолога и директора Группы оценки рисков Досыма САТПАЕВА (на снимке) спросили: какой будет новая информационная политика Казах­стана?
- Все тренды говорят о том, что государство постепенно теряет контроль над информационным полем и общественным мнением и пытается вернуть это анахроничными методами - закручиванием гаек, внесением поправок (в законодательство. - Е. Т.). Созданное министерство - это признание информационного провала после теракта в Актобе, - заявил эксперт. - Теперь все замыкается на вопросе: какие правила игры пытается установить новое министерство? Оно пытается сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, но это вряд ли получится.
Юрист Inter-news Ольга ДИДЕНКО (на снимке) в своем выступлении попыталась пере­убедить министра изменить подход к некоторым поправкам законопроекта.
- В новом законопроекте устный запрос журналиста к какому-либо чиновнику может быть только для получения контактной информации! Это ограничение кажется нам чрезмерным, - заявила Ольга. - Должностные лица и публичные фигуры просто закроются для комментирования по каким-то актуальным делам и вопросам. Они каждый раз будут предлагать нам сделать запрос или отправлять в пресс-службу. Все это может обер­нуться информационным вакуумом. В большинстве случаев так уже и происходит. Но тем не менее сейчас все еще есть возможность получить информацию по какому-нибудь резонансному делу устно. Раз уж мы меняем законы, то почему бы не предусмотреть административную ответственность за нарушение сроков предоставления информации по запросам журналистов? Ведь сейчас для многих редакций эта проблема номер один - когда журналист хочет получить ответы на вопросы по острой и актуальной теме, чтобы рассказать об этом населению, а запрос приходит через месяц, не приходит вовсе или ответы там вообще не о том...
Из разряда самых обсуждаемых проблем - и новые обязанности журналистов, за неисполнение которых их ждет административная ответственность в размере от 20 до 200 МРП: проверять достоверность получаемой информации, не распространять информацию о несовершеннолетних жертвах преступлений (не сообщать публично реальные данные ребенка) и многое другое. Члены рабочей группы предложили расширить сферу досудебного урегулирования таких споров и предложили добавить в законопроект те положения, которых там нет, а они нужны.
- В законопроекте не хватает положения о транспарентности права собственности на СМИ. Давно пора требовать перестать скрывать сведения о аффилированных компаниях, контролируемых медиаресурсы. Так мы повысим прозрачность медиарынка, каждый будет знать, кто стоит за тем или иным СМИ. Кроме того, необходимо положение по раскрытию информации о работе самого министерства. Есть такой Центр анализа информации - подведомственная организация министерства, которая выполняет ежегодный мониторинг СМИ на соблюдение требований законодательства. Каждый год на это тратится около полумиллиарда тенге, но результатов мы не видим! - обратилась Ольга Диденко к министру. - Я понимаю, что эти данные нередко ложатся в основу исков к СМИ. Хотелось бы, чтобы все деньги нас, налогоплательщиков, тратились разумно, а данные Центра анализа информации были хотя бы на вашем сайте. Еще одно непонятное давнее требование, которое можно было бы и отменить, - публиковать выходные данные на последней странице и обязательно в рамочке. Но зачем? Последние страницы ведь предназначены для рекламы!
- Поднимите руки те, кто действительно читал законопроект, который включает 200 поправок! - обратился к залу после выступления Ольги ведущий медиафорума. - Всего пять рук?! Потому что не читали законопроект или потому что думаете, что все бесполезно, как господин Абаев решит, так и будет?
Тут из зала поднялась еще одна рука, а за ней и человек с желанием высказаться сидевшему перед ним министру.
- Почему никто не поднимает вопрос о том, что закон о СМИ вообще не нужен? Он и не соблюдается! - заявил этот активный участник форума. - Вы боитесь протеста? Уверяю вас: те, кто совершает теракты, не читают газет!
- После вашего вопроса можно, в принципе, завершать дискуссию, - пошутил Абаев, который реагировал на все с невозмутимым спокойствием сфинкса. - Смею вас заверить, что времена, когда чиновники закрывались от СМИ, проходят. И вы, и мы прекрасно понимаем, что эффективность госорганов будет определяться тем, как они работают со средствами массовой информации, как они работают с населением. Это обязательный критерий, который уже существует. Вы возмущаетесь насчет выходных данных в газетах? Давайте уберем, если СМИ поддержат. Это нужно не нам, а самим изданиям для конкуренции. Предложение насчет открытости собственников СМИ? Мы это только приветствуем, но тогда дайте формулировку, когда редакция будет считаться независимой от собственника.
- Почему нужно письменное разрешение от официального лица на публикацию сведений о личной жизни? - спросили из зала.
- Речь идет только о персональных данных ограниченного доступа, - повторил несколько раз приставучей журналистке министр, но не разъяснил, какие данные можно считать таковыми.
Вопросов звучало очень много - они касались и борьбы с серыми тарелками спутникового телевидения, и создания общенационального телевидения с качественным контентом, но практически на все у министра был один универсальный ответ:
- Мы предлагаем кнут, но понимаем, что должны предложить и пряник. Пряник будет хорошим, поверьте. Через два года ситуация кардинально изменится, я вам обе­щаю.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть