1862

Куда качнётся евразийский маятник?

В начале следующей недели в Санкт-Петербурге состоится саммит ЕАЭС

На российском телевидении ежедневным потоком льются ток-шоу, посвященные политическому размежеванию Кремля с Западом. В участниках присутствуют и представители “той” стороны - исключительно в роли мальчиков для битья. В последнее же время дискуссия - конечно же, не случайно - разбавляется уже и экономической проблематикой. В том же критическом по отношению к западным “партнерам” контексте, но уже адресованном собственному российскому правительству во главе с “системными либералами”. Причем защитники наследия ГАЙДАРА - ЧУБАЙСА, так же дружно заклевываемые, как и западные оппоненты Москвы, находятся в заведомо проигрышной оправдательной позиции. Аргументы “реформаторов” сводятся к тому, что после развала СССР шоковая рыночная терапия была безальтернативна, только отпуск цен спас страну от голода, и лишь приватизация смогла восстановить производство.
И вот ведь что примечательно: ни один из тех “реформаторов” до сих пор так и не сказал, что они построили именно то, чего добивались, и что ориентированная на экспорт сырья и иностранные инвестиции экономическая модель для наших условий оптимальна. Напротив, ни в России, ни в Казахстане за все время суверенитета не было ни одного правительства и ни одного года, чтобы не ставились новые реформаторские задачи, очередные прорывные программы, направленные на выправление все время складывающейся как-то не так экономики.
Получается, что у наших реформаторов вообще не было видения конечной цели и они дербанили плановую экономику, словно в казино играли: никому ведь неведомо, на какой клеточке и какого цвета успокоится бешено пущенный шарик.
Но если мы посмотрим как раз с “той” стороны, то увидим, что ничего случайного или внепланового не произошло. И Россия, и Казахстан, переведенные после СССР в разряд “развивающихся”, оказались встроенными в глобальное “разделение труда” ровно так, как это требовалось государствам развитым. Выходит, колесо исторической рулетки заранее имело нужный уклон, и шарик закатился в подготовленную ему нишу.
А поскольку нынешний кризис - от глобального до нашего собственного - явно выводит спираль истории на новый оборот, стоит заглянуть в будущее, посмотрев на него как раз из прошлого.
Европа, издревле обученная жить скученно и рачительно, всегда с недоумением и вожделением взирала на просторы и природные богатства, не используемые азиатскими “варварами”. И всегда, когда слабели евразийские диктатуры или усиливалась имперская суть Европы, шла экспансия - в расчете дать дикому “жизненному пространству” цивилизованное управление. Нацеленное на откачку евразийских ресурсов в европейскую метрополию.
И почти всегда успешный европейский накат заканчивался катастрофическим откатом и очередным евразийским расширением.
На входе в XVII век, в смуту 1598-1613 годов, стороны разошлись почти вничью: оккупировавшие Москву поляки, шведы и литовцы вернулись к себе, но часть земель и выход к морю Московия потеряла.
XVIII век также начался войной между тогдашним европейским гегемоном - шведским королем Карлом - и амбициозной петровской Русью. Карл вторгся в Россию, но был бит под Полтавой, Великий Петр же прирос балтийскими землями, включая Петербург - “окно в Европу”.
Следующий, XIX век, открыло вторжение в Россию НАПОЛЕОНА, положившего до того под себя всю Европу и сумевшего впоследствии взять Москву. Закончилось же то столетие присоединением к России царства Польского.
Обрушившая царизм Октябрьская революция 1917 года обе­щала открыть-таки путь в Россию западному капиталу. НЭП (новая экономическая политика ЛЕНИНА), казалось, всерьез и надолго воссоздала мелкотоварный капитализм, который оставалось только дополнить индустрией иностранных концессий на разработку лесов и недр. Однако СТАЛИН закрутил по-другому: тезис о возможности строительства социализма в отдельно взятой стране означал курс на собственное индустриальное развитие - пусть и ценой гигантских жертв.
Советская система выдержала даже нападение ГИТЛЕРА, выстроившего четвертый (после Рима, империй Карла Великого и Наполеона) Евросоюз. И не только выдержала, но и сокрушила общеевропейский рейх и перевела всю Восточную Европу в соцлагерь.
И вот перестройка ГОРБАЧЕВА, завершившаяся полной и добровольной капитуляцией СССР в третьей (холодной) мировой войне, сотворила давно лелеемое: евразийскими просторами овладел наконец западный финансовый и промышленный капитал. В том числе в лице местных компрадоров.
Что получилось - мы сами видим. Как видим и явно пошедший откат - чему брексит, президентские выборы в США, Болгарии и Молдове, референдум в Италии, предстоящая замена главы Франции и т. п. есть прямая иллюстрация. Евросоюз распадается неспешно, ПУТИН тоже не торопится расставаться с работающим на западный интерес руководством ЦБ и правительства. Но медленно - как-то даже наде­жнее…
Вот я и думаю: коль скоро впервые в евразийской истории энтузиастическое слияние российского Востока с Западом прошло относительно тихо и мирно, а пошедший откат тоже идет без войны и резких разрывов - не получится ли так, что на этот раз маятник неторопливо качнется не просто в обратную сторону, а небывало далеко?

Пётр СВОИК, обозреватель

Поделиться
Класснуть