1120

Нужно ли госрегулирование цен на ГСМ?

С 1 января 2017 года казахстанский рынок ГСМ стал работать по законам спроса и предложения. Почему же, несмотря на стабильность, мелкие игроки выступают за возвращение к предельным розничным ценам, устанавливаемым государством?

Автозаправщики ЮКО на прошлой неделе заявили о своей просьбе вернуться к госрегулированию цен на бензин. По их словам, в противном случае около 300 средних и мелких торговцев ГСМ в регионе могут обанкротиться. Среди доводов в пользу возвращения к госрегулированию названы необеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами на 100 процентов и высокая доля импорта, а также непрозрачность рынка и отсутствие мониторинга со стороны органов власти. Но так ли обстоят дела на самом деле?
Отказаться от госрегулирования цен на бензин марки АИ-92 было решено в сентябре 2015-го, на дизтопливо - в августе прошлого года. Сейчас государство конт­ролирует ценники только на АИ-80. Таким образом, госрегулирование цен на ГСМ действовало в Казахстане около четырех лет - с 2011 года, когда высокая зависимость отечественного рынка топлива от российских поставок и неспособность внутренних производителей обеспечить страну ГСМ привели к тому, что государство перешло на “ручной режим” управления.
Именно тогда были установлены предельные розничные цены и запрещен вывоз светлых нефтепродуктов за пределы республики. Какое-то время казалось, что меры достаточно эффективны, однако вскоре выяснилось, что принятое решение негативно повлияло на работу нефтедобывающих компаний и не сняло до конца проблему дефицита бензина и дизельного топлива на казахстанском рынке. Поскольку предельная розничная цена на ГСМ не опиралась на конъюнктуру мирового рынка нефти и не учитывала изменяющийся курс тенге по отношению к доллару, цены на нефть для внутреннего рынка вскоре оказались почти на 50 процентов ниже их мировой цены. Кроме этого правительство РК неэффективно и несвоевременно реагировало на ценовые разрывы между рынками Казахстана и России, что не только приводило к дефициту импортных ГСМ российского производства, но и способствовало несанкционированным перетокам более дешевого бензина из РК в РФ.
Сейчас Казахстан проводит модернизацию действующих НПЗ, и зависимость от импортного бензина будет снята только после ее завершения. А пока Казахстан зависит от цен на бензин в России. Согласно данным участников рынка, себестоимость российского АИ-92 для казахстанских АЗС равна сегодня как минимум 143 тенге за литр. Несмотря на это, в стране на АЗС по-прежнему висят ценники в диапазоне 135-140 тенге. Поставлять бензин на наш рынок россиянам становится невыгодно.
В России в рознице АИ-92 стоит минимум 177 тенге в переводе на нашу валюту. Чтобы рынок стал привлекательным для ввоза импорта, отечественные АЗС должны повышать цены на АИ-92 до 150 тенге за литр, в противном случае может грянуть дефицит топлива. Сейчас стабильность ситуации обеспечивается имеющимися запасами, однако конкурентная рыночная среда - неотъемлемая часть стабильности на рынке ГСМ.
Среди других норм, не устраивающих мелкие АЗС, - отмена с
1 января 2017 года распределения Минэнерго бензина АИ-92 и дизтоплива местного производства. Ранее нефтепродукты поставлялись в регионы через операторов согласно выделенным Минэнерго объемам и распределялись акиматами среди местных компаний. Согласно информации участников рынка ресурсодержателям тогда рекомендовалось устанавливать оптовые цены не выше 81-83 процентов от предельной розничной цены. И хотя розничные цены были заведомо невыгодными для поставщиков нефти и нефтедобывающих компаний, их интересы не учитывались.
Сейчас ситуация изменилась - цены можно устанавливать исходя из реальной стоимости ГСМ, а продажа нефтепродуктов производится по законам рынка, исходя из соотношения спроса и предложения. Что касается распределения
АИ-92 и дизтоплива, то оно привело лишь к иждивенческому настроению компаний и отбросило рынок ГСМ Казахстана назад - в плановый тупик. Рыночные отношения находились в зачаточном состоянии, что привело к неспособности многих игроков работать в условиях спроса и предложения.
Казахстан сегодня находится на пороге нового для страны этапа. В своем недавнем послании “Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность” глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ подчеркнул: одно из главных приоритетов грядущей модернизации - это кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, в том числе путем принятия системных мер по дерегулированию бизнеса и дальнейшего развития конкурентоспособности. Остается надеяться, что и участники рынка ГСМ научатся жить в условиях спроса и предложения, развивая свой бизнес без постоянной поддержки государства.

Сергей АЗАРОВ, Астана

Поделиться
Класснуть