3284

Рынок ждёт роста цен на ГСМ

С 20 марта по 1 мая Шымкентский НПЗ будет остановлен на плановый ремонт. Отметим, что проводится он в этом году в более ранние сроки, так как необходимо, во-первых, уложиться в график модернизации (в 2017-м первый этап реконструкции должен быть полностью завершен), а во-вторых, исключить дополнительную остановку завода в дальнейшем. Итогом, по информации директора департамента контроля проектов ТОО “ПКОП” Бахыта Ерегенова, должны стать увеличение объемов производства высокооктановых марок топлива и пилотный выпуск бензина, соответствующего требованиям экологического класса К-4. Но что ждет рынок, если учесть, что остановка одного из крупнейших НПЗ придется аккурат на преддверие весенних полевых работ?

На казахстанских нефтебазах сегодня хранится 210 тыс. тонн бензина марки АИ-92, из которых 71 тыс. тонн приходится на зависимые от поставок с Шымкентского НПЗ регионы, а также 254 тыс. тонн дизельного топлива (82 тыс. тонн соответственно). При этом традиционно к началу марта нефтебазы подходили с несколько большим объемом ГСМ - порядка 300-330 тыс. тонн. Как видим, запасы ГСМ, аккумулированные в южных регионах республики, не позволят обеспечить насыщение горючим рынков Алматы, Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей в период остановки Шымкентского НПЗ на ремонт. Существующих у компании запасов нефтепродуктов, по словам заместителя гендиректора ТОО “СиноОйл” Адлета САКАЕВА, недостаточно для обеспечения бесперебойной деятельности сети в южных регионах Казахстана. А потому казахстанские нефтебазы пытаются пополнить запасы поставками с Павлодарского и Атырауского НПЗ. Также дополнительной мерой стабилизации ситуации послужат импортные поставки ГСМ из России, но подобная мера повлияет на стоимость топлива из-за разницы в цене.
Названные факторы, скорее всего, повлекут в южных регионах республики рост цен на самую ходовую марку топлива - АИ-92, а также на востребованный весной дизель уже к концу марта. Причина проста - железнодорожная доставка по маршрутам Павлодар - Алматы и Атырау - Алматы обходится дороже, нежели перевозка ГСМ из соседнего Шымкента. Так, доставка тонны горючего из Шымкента в Алматы стоит примерно 7500 тенге, из Павлодара - уже 13 000 тенге, из Атырау - 18 500 тенге. Таким образом, разница составит 5,4 тенге, 9,6 и 14 тенге на один литр бензина соответственно.
Стоит отметить, что ряд экспертов в СМИ ранее уже предрекали рост розничных цен на 4-6 тенге за литр к апрелю этого года. При этом минимальное увеличение цен в ожидаемых условиях теоретически смогут обеспечить только крупные сети АЗС - например, “КазМунайГаз”, “Гелиос” и Sinooil. Локальные игроки - сети автозаправочных станций - будут вынуждены повысить розничные цены ровно настолько, насколько подорожала доставка горючего. Путем несложных расчетов становится ясно, что рост может составить 4,2-8,6 тенге за литр бензина.
Но не стоит ожидать падения цен после возвращения в строй Шымкентского НПЗ. С 1 июня по 7 июля будет проводиться плановая остановка на ремонт Павлодарского завода, и рынку придется формировать запасы в условиях сезонного увеличения спроса на горюче-смазочные материалы. К тому же с 1 апреля по 30 октября в Казахстане традиционно возрастает ставка акциза на оптовую реализацию дизельного топлива - с 540 до 9300 тенге за тонну, что прибавляет 7-8 тенге к стоимости каждого литра горючего.
Какая-то стабилизация ситуации, по прогнозам экспертов, возможна ближе к осени. К этому времени отечественные НПЗ начнут работать в прежнем режиме, спрос на горючее пойдет на убыль, а из России станут возможны крупные поставки топлива.
Причем вряд ли стоит ожидать снижения цен и после модернизации казахстанских НПЗ, на которую сегодня многие возлагают большие надежды. Да, возможно, это позволит насытить рынок отечественным горючим, но низкие цены привели бы к тому, что топливо потекло в соседние страны и прежде всего в Россию, где цена на ГСМ сегодня и без того выше, чем в Казахстане. Это, к слову, отмечал в одном из своих выступлений и министр энергетики РК Канат БОЗУМБАЕВ.
Конечно, правительство, по его словам, может снова вмешаться и зарегулировать рынок ГСМ в республике. Однако здесь нельзя забывать и об интеграции казахстанской экономики с мировой экономикой и стран ЕАЭС. В условиях свободного экономического пространства и открытых границ стоимость отечественного горючего рано или поздно подтянется к российским топливным ценам. Сработает фундаментальный принцип рынка: бизнес не может продавать дешево здесь, если можно торговать дороже там (с учетом, конечно, корректировок на транспортные расходы и налоговую нагрузку). Ну а пока ситуация на нашем рынке складывается не лучшим образом: Казахстан рискует остаться без импортных поставок ГСМ из России в связи с их коммерческой непривлекательностью.

Сергей САДЫКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть