1910

По платным дорогам - к тёплым туалетам

Глава Мининвестразвития обещает автомобилистам цивилизованный сервис и все еще доверяет нынешнему главе КГА

В Казахстане в течение трех лет построят более 4000 км новых автодорог. Причем трассы республиканского значения будут платными, что позволит существенно снизить нагрузку на бюджет и, что немаловажно, больше уделять внимания качественному придорожному сервису. Об этом вчера на правчасе в мажилисе рассказал министр по инвестициям и развитию Женис КАСЫМБЕК (на снимке).

- В текущем году на реализацию проектов по реконструкции автодорог предусмотрено 356,2 млрд. тенге, в том числе 143,5 млрд. тенге из Нацфонда. В целом в 2017-2019 годах в рамках программы (“Нурлы жол”. - А. Н.) предусмотрена реализация 23 проектов протяженностью 4,4 тыс. км на сумму 1,7 трлн. тенге, - рассказал Касымбек депутатам.
Но с введением в эксплуатацию новых дорог, отметил он, будет поэтапно расширяться и система взимания платы за проезд по ним, которая должна обеспечить само­окупаемость в обслуживании современных автобанов.
- Это только республиканские дороги. В декабре этого года мы запустим систему взимания платы на участках Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай, Алматы - Хоргос. Общая протяженность - почти 500 км, - уточнил министр. - К 2020 году планируется ввести платность проезда на 6 тыс. км, а в дальнейшем довести до 7 тыс. км.
Правильность принятого решения о платном проезде, по его словам, доказывает эксплуатация автобана из Астаны до Борового:
- Мы платность там не первый год используем. Сегодня та сумма, которая получается в результате внедрения платности, достаточна для нормативного содержания этой новой дороги даже с учетом того, что изменился курс (тенге к доллару. - А. Н.). Стоимость тарифа не изменилась - 1 тенге за 1 км для легкового транспорта, от 6 до 10 тенге - для грузового. Однако ситуация все равно позволяет содержать ее без бюджетного финансирования.
Другой проблемой казахстанских дорог является не только разбитый асфальт, но и отсутствие прилегающей инфраструктуры. Зачастую, проезжая десятки километров, можно не найти вдоль дорог даже простенького туалета.
- Мы полтора года назад приняли стандарт придорожного сервиса. Акиматы выделяют земли, согласовывают техусловия с нами и органами дорожной полиции. Мы с акиматами активно прорабатываем 260 новых объектов сервиса, которые должны соответствовать нацио­нальным стандартам. То есть если это стандарт А (высокая категория), то это должна быть не только заправка, но и СТО, теплые боксы для машин, санузлы, места проживания. Если интенсивность не такая, то, соответственно, уменьшается количество составляющих, но обязательно должны быть теплые туалеты, магазины, заправки, - подчеркнул Касымбек.
Вместе с тем он сообщил, что к началу EXPO будет введен в эксплуатацию и примет первого пассажира новый столичный железнодорожный вокзал.
- Вокзал уникальный! Мы считаем, что и по объему, и по качеству он будет лучшим в СНГ. Например, существующий вокзал в старой части города рассчитан на 12 тысяч пассажиров в сутки, но сегодня он обслуживает почти 18 тысяч, то есть за пределами проектных мощностей. Введение нового вокзала кардинально меняет ситуацию! - не без гордости поведал глава МИР, при этом не уточнив, о каких особенностях чудо-терминала идет речь. - До 15 мая строительные работы там будут завершены.
К этой же дате планируется завершить строительные работы и в новом терминале столичного аэропорта.
- Мы прогнозируем, что увеличение потока будет с учетом EXPO и новый терминал обеспечит (обслуживание. - А. Н.) дополнительно 8 млн. пассажиров. И в этом году мы ожидаем примерно 3,8-4 млн. пассажиров через аэропорт Астаны, - сообщил министр.
Наблюдается положительная динамика и в развитии морских коммуникаций страны. Торговый флот Казахстана сейчас состоит из 11 судов, из них восемь танкеров и три сухогруза, прибытие четвертого сухогруза планируется в середине этого года. При этом главным событием стало открытие в Мангистауской области комплекса в порту Курык на побережье Каспия, куда входит паромная переправа и железнодорожная линия.
- С марта паромный терминал начал операционную деятельность, на сегодняшний день перевалено порядка 120 цистерн с нефтепродуктами. До конца года через данный терминал планируется перевалить более 500 тыс. тонн, - отметил Касымбек, добавив, что в этом году началось строительство автомобильной составляющей паромного комплекса, на что в бюджете этого года предусмотрено 50 млрд. тенге.
Сумев избежать депутатской критики, в кулуарах мажилиса Женису Касымбеку все же пришлось отвечать на острые вопросы журналистов. В частности, по фактам участившихся аварийных посадок самолетов Air Astana.
- Действительно, за март четыре ситуации было. В целом если брать годовую статистику по Air Astana, достаточно хороший уровень пунктуальности, хороший уровень по вопросам безопасности. Последний месяц действительно каким-то аномальным был, поэтому совместно с транспортной прокуратурой мы проводим разбирательство, - пояснил министр.
Комментируя претензии главной транспортной прокуратуры к председателю комитета гражданской авиации (КГА) Мининвестразвития Бекену СЕЙДАХМЕТОВУ, глава МИР предпочел вступиться за подчиненного:
- Транспортная прокуратура предложила рассмотреть возможность его соответствия занимаемой должности. Я считаю, что в данном случае мы можем дать аргументы, которые позволят транспортной прокуратуре эту позицию поменять.
Напомним, 4 апреля главная транспортная прокуратура усомнилась в том, что руководитель КГА соответствует своей должности. В частности, прокуроры заявили о низкой профессиональной квалификации работников этого комитета при их большом штате и высоких зарплатах.

Арсен НУРТАЗИН, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта bnews.kz, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее