2698

Опередить стихию

Юрий ИЛЬИН: “Свою работу оцениваю удовлетворительно”

Какие выводы сделают казахстанские спасатели после нынешних паводков? Об этом мы спросили у Юрия ИЛЬИНА (на снимке) - вице-министра МВД, курирующего службу по ЧС.

- Юрий Викторович, каков ваш прогноз по паводкам на ближайшие дни?
- Мы получили штормовое предупреждение по южным регионам (разговор состоялся в четверг, когда в Алматы еще было солнечно. - О. А.), оно связано с формированием дождевых паводковых вод. Пока мы не можем прогнозировать, в каком именно объеме выпадут осадки. Что касается других регионов, сейчас наиболее сложная обстановка сохраняется в Северо-Казахстанской области. У нас был период спада по Сергеевскому гидроузлу, сейчас же мы наблюдаем повышение воды в нем. Но тот пик, который уже был, когда высота вала превышала три метра... Думаю, до этого дело не должно дойти.
- Если почитать отчеты и выступления представителей служб ЧС в разных регионах, то может сложиться впечатление, что в паводках, накрывших регионы, виноваты неправильные прогнозы Казгидромета и никто и ничто больше. Вы с себя полностью слагаете вину в том, что произошло, или все-таки здесь были и ваши упущения?
- Наверное, определять вину неуместно ни мне, ни кому-то еще из министерства (внутренних дел. - О. А.), которое за это отвечает. Это будут делать должностные лица, которых назначит руководство страны или правительства для определения виновных.
- И все-таки ответьте: слагаете ли вы с себя ответственность?
- У каждого государственного органа есть своя задача, которую он должен выполнять. Наша - предупреждение ЧС: оповещение населения, эвакуация в безопас­ные зоны и недопущение гибели людей. С чем, я считаю, наши подразделения пока своевременно справляются.
- А что касается предупреждения в широком смысле этого слова, то есть недопущения...
- Вы хотите сказать о недопущении разлива воды? Не может сотрудник комитета ЧС и МВД остановить воду, которая идет потоком, превышающим многолетние нормы.
- Нет, я имею в виду совсем другое: ЧС совместно с властями в регионах может заранее принять какие-то меры, чтобы не допустить паводков в тех масштабах, которые мы наблюдаем в этом году.
- Там, где нормально были подготовлены сельские акимы, где были проведены заблаговременные мероприятия по обваловке населенных пунктов, там, где была проверена готовность дамб, материальный ущерб, который нанесла стихия, был минимизирован. А там, где этого не произошло, где просто отчитались, что все хорошо, вот там и появились проблемы.
- О каких конкретно проблемных регионах в данном случае идет речь?
- В каждом регионе есть населенные пункты, которые были недостаточно готовы к грядущим паводкам. Проблемы выявились частично по Костанайской области, устью реки Жабай в Акмолинской области...
- А в целом свою работу вы оцениваете хорошо?
- ...Удовлетворительно.
- На мой взгляд, нынешний год должен стать хорошим уроком на будущее. Пора уже принимать профилактические меры в должной степени, а не наде­яться на то, что таяние снега пройдет постепенно и не приведет к паводкам - строить новые водохранилища, проектировать системы лиманов...
- Здесь нужен комплексный подход. Во-первых, должна быть нормальная система прогноза и более точного определения возможных рисков, которые приводят к значительным подтоплениям. Но на сегодняшний день у наших коллег из подразделений Казгидромета, по их же информации, не хватает прак­тически 290 гидропостов, оснащение остальных оставляет желать лучшего. Отсутствуют транспорт, оборудование, что не позволяет на дальних рубежах определить запасы (воды. - О. А.) и увлажнение почвы. Во-вторых, вы правы, сейчас необходимо с учетом в том числе и сегодняшнего опыта рассмотреть возможность строительства дополнительных водохранилищ, гидротехнических сооружений, которые могли бы перехватывать воду и уменьшать степень разлива. Эта программа будет разработана Министерством сельского хозяйства. В-третьих, по опыту этого года будет пересматриваться пропускная способность дорожного и железнодорожного полотна. Мы будем оценивать риски и проверять готовность населенных пунктов, работать над более четкой системой оповещения. Кроме того, в ближайшее время проведем анализ того оснащения, которое мы имеем, и примем меры, чтобы восполнить недостаток техники. В частности, речь идет о грязевых мотопомпах для откачки воды. Из-за их нехватки иногда мы были вынуждены использовать пожарную технику, а ведь она должна заниматься тем, для чего создана - тушением пожаров.
Кроме технического перевооружения есть и другие задачи. Например, мы должны более внимательно работать с подразделениями Казгидромета, детально обследуя каждый участок прилегающей территории, определяя по снегозапасам, какой объем воды следует ожидать. Но дело не только в прогнозах. В этом году через некоторые гидротехнические со­оружения прошло в общей сложности... Например, в Карагандинской области через Самаркандское водохранилище прошло в шесть раз больше воды, чем предусмотрено его проектной мощностью. Естественно, ни одно русло реки такой объем воды вместить в себя не может.
- Может быть, дело еще и в халатности тех, кто работает на местах?
- Это, к сожалению, имеет место. Поэтому по каждому случаю подтопления будут работать соответствующие уполномоченные органы.
- Сколько средств в общей сложности было выделено на противопаводковые мероприятия в этом году?
- По данным, которые нам предоставили местные исполнительные органы, на предупреждение и ликвидацию ЧС заложено около 10 миллиардов тенге по всей стране.
- Этого достаточно?
- На сегодняшний день в правительство не поступало запросов о выделении дополнительных средств. После оценки ущерба, возможно, какой-то регион будет заявлять, что ему не хватает денег.

Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы


Поделиться
Класснуть