2263

Жизнь после потопа

В Актобе пострадавшие от наводнения жалуются на вмиг подорожавшую аренду жилья, стоило властям выделить им деньги на временный съем квартиры. При всем при этом они же, особо не надеясь на полицию, несут совместное дежурство в местах потопа, чтобы мародеры не поживились оставшимся добром.

По 30 тысяч тенге для съема жилья на месяц получили 110 семей, которые пострадали от весеннего половодья. На днях по решению санитарных врачей их попросили из школ, где были организованы пункты временного размещения. После этого городские власти отчитались, что пострадавшим от паводка помогли не только едой, одеждой и деньгами, но и с перевозкой вещей.
Но на деле ситуация с помощью пострадавшим чем-то напоминает крохотную корпешку: накроешь ноги - плечи мерзнут, потянешь в другую сторону - пятки оголяются.
- В дни паводка я с семьей жила в школе № 40. Там были все условия: и еда была бесплатной, и с одеждой помогли. Но когда попросили покинуть пункт, мы ушли без лишних слов - школа есть школа, - вздыхает жительница района Махамбет Кульпара ПИРИМЖАРОВА. - Тут же у нас в Махамбетовке взлетела арендная плата за жилье - сейчас она составляет 40-45 тысяч тенге в месяц. Лишних денег у меня нет, и я пошла к своей соседке, у которой дом не в таком плачевном состоянии, как у меня, и попросила пустить нас в сарай. В итоге она поселила нас у себя дома, а на те 30 тысяч, что нам выделили власти на аренду квартиры, я купила продукты.
Пенсионерка ведет нас к своему дому. По пути рассказывает, что переехала с семьей из села в Актобе 15 лет назад, остановились в Махамбетовке. Из этого низенького саманного домика в последний путь проводили главу семейства. Здесь сыграли свадьбу единственного сына. В этом же домике родились внуки Кульпары-апай. Но все приятные воспоминания теперь уже в прошлом - ее единственная крепость жизни в ужасном состоянии. Кругом грязь, сырость и вода. Стены оседают, местами рушатся.
- Я не думаю, что мой дом можно капитально отремонтировать. Он уже заваливается, - плачет пожилая женщина. - А мы же не можем все время жить у соседей, да и снимать жилье дорого...
То, что стоимость аренды сильно повысилась, подтверждают и другие горожане, пострадавшие от паводка. К примеру, Валентину АТАЛИЕВУ с семьей впустили за 40 тысяч тенге в крохотную скромную комнату.
- Мой дом после паводка держится на честном слове. Накренился. В нем мы проживали вшестером, включая внуков. Поэтому я прошу власти помочь мне материально, чтобы мы смогли заново отстроить жилье, - говорит Аталиева.
К своему подтопленному дому женщина, как и остальные пострадавшие, приходит несколько раз в день. Люди стерегут то, что осталось после наводнения. У некоторых уже умыкнули кое-что по мелочи, и сейчас владельцы домов охраняют свои пластиковые окна, радиаторы, профлист и шифер. Некоторые даже организовали совместное дежурство. Они боятся мародерства, ведь к каждому дому, по их словам, по полицейскому не приставишь.
Одну из таких дружинниц Зауре НУРЫМОВУ мы встретили у Кривого озера. Женщина рассказала, что близкая подруга попросила присмотреть за ее домом. Точнее, за тем, что от него осталось.
- Хозяйка дома едва держится из-за обрушившихся на нее трудностей. Впервые за много лет ее семья и родные позволили себе капремонт: поменяли окна, постелили новые полы, приобрели мебель. Но теперь семья разрознена: кто в больнице, а кто у знакомых, - поведала Зауре Нурымова. - Им власти дали 30 тысяч тенге, но квартиру они не нашли. Остановились у знакомых.
То, что в результате паводка люди лишились нажитого за многие годы, власти понимают прекрасно.
- Исполнительные органы имеют такое желание - помочь пострадавшим. Элементарно приобрести тем, кто остался без ничего, газплиту и холодильник, - сообщила секретарь маслихата Актобе Сулупан ШИНТАСОВА.
По ее словам, сейчас специальная комиссия обследует поврежденные половодьем дома. Именно эта работа комиссии является самой трудной. В городе действуют семь мобильных групп.
- Оценка должна быть объективной, ведь деньги государственные (будут выплачены пострадавшим в качестве компенсации ущерба. - А. М.). По закону в составе комиссии должны быть независимые оценщики, и они есть, - отметила Сулупан Шинтасова. - Комиссия распределит средства. Кого-то можно будет поддержать капремонтом - у нас есть специальный фонд. Мы уже обратились к жителям с призывом оказать матпомощь, также 47 тысяч нур­отановцев перечислили свой однодневный заработок. Из Алматы даже деньги перечисляют.
В ДЧС тем временем приступили к обучению спасателей, как взаимодействовать с населением. Люди в массе своей не знают, как себя вести во время ЧС. Благо, что обошлось без человеческих жертв.
Напомним, 16 апреля в Актобе из-за разлива рек была объявлена чрезвычайная ситуация городского масштаба. В результате паводка и половодья разрушено 77 домов, сотни жилищ оказались подтоплены и сейчас пустуют, поскольку жить в них пока нельзя. В некоторых домах до сих пор стоит вода.

Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе


Поделиться
Класснуть