4999

Чем богаты, адвокаты?

В Казахстане могут подешеветь услуги адвокатов. Министерство юстиции предлагает более чем вдвое сократить сумму вступительных взносов в Республиканскую коллегию адвокатов, что, по расчетам юрведомства, приведет к увеличению количества защитников, конкуренции между ними, а значит, и к снижению расценок. О развитии институтов адвокатуры и нотариата вчера на правительственном часе в мажилисе рассказал министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ (на снимке).

Быть адвокатом - удовольствие не из дешевых. По словам министра, для получения соответствующего статуса кандидату необходимо пройти ряд сложных процедур и оплатить порядка одного миллиона тенге. Недостаточно лишь получить высшее юридическое образование. Чтобы стать адвокатом, нужно в течение 6-12 месяцев пройти стажировку в коллегии адвокатов, заплатив за это 140-280 тысяч тенге соответственно, получить аттестат и вступить в члены коллегии - тоже платно. Так, сумма вступительного взноса в зависимости от региона составляет 700-800 тысяч тенге. Мажилисвумен Наринэ МИКАЕЛЯН заметила, что такая сумма значительно ограничивает доступ к профессии. В ответ председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар ТУГЕЛ заявил, что это целевые взносы, которые идут на приобретение помещений для адвокатов.
- Мы не получаем от государства ни копейки! В большинстве сельских районов мы уже приобрели помещения. Что, адвокат должен на улице принимать граждан? Опять же, для молодежи мы сделали отсрочку. Тех, кто хочет прак­тиковать в сельской местности, мы освобождаем от вступительных взносов, - отчитался Тугел.
Тем временем Марат Бекетаев заявил, что Минюст совместно с Республиканской коллегией адвокатов прорабатывает сейчас вопрос уменьшения первоначального взноса до 100 месячных расчетных показателей (226 900 тенге) и стоимости стажировки до 5 МРП (11 345 тенге) в месяц. К слову, дорогой входной ценз провоцирует острую нехватку адвокатов в стране: примерно на четыре тысячи казахстанцев приходится всего один адвокат, тогда как в Италии этот показатель составляет 260 человек, в Германии - 500, в Англии - 900.
- В Казахстане сложился дефицит адвокатских услуг. Граждане, которые нуждаются в таких услугах, не могут их получить либо получают по завышенной стоимости, - констатировал Марат Бекетаев.
По его мнению, снижение стоимости вступительных взносов и стажировок приведет к росту числа адвокатов, что в свою очередь усилит конкуренцию и повлечет снижение гонораров за адвокатские услуги. К тому же конкуренция подстегнет адвокатов повышать свой профессиональный уровень и качество услуг, которое, кстати, изрядно хромает. Ссылаясь на данные Министерства юстиции, мажилисмен Василий ОЛЕЙНИК подчеркнул, что за последние два года наблюдается значительный рост жалоб на адвокатов.
- В 2016 году было 206 жалоб против 180 за аналогичный период 2015 года. Почти по 80 процентам жалоб практически никого не наказывают. По большинству жалоб вообще не принято никаких мер! - возмутился депутат.
- Но у нас ведь и в разы увеличивается количество рассматриваемых дел в судах! Соответственно и увеличивается количество жалоб на адвокатов! - задавил логикой Ануар Тугел. - Да, есть случаи, когда адвокаты не вовремя готовят жалобы, срывают судебные процессы, некорректное поведение на судебных процессах допускают. Естественно, таких адвокатов мы наказываем. За 2016 год у нас исключены из коллегии пять адвокатов - это нормально, многие привлечены к дисциплинарной ответственности, получили выговоры, замечания.
Вице-спикер Владимир БОЖКО иронично отреагировал на комментарий Тугела:
- Я не соглашусь с вашим предложением определить удельный вес жалоб на одно рассматриваемое уголовное дело. Вообще-то, жалобы - это свидетельство непрофессионализма, неумения работать с доверителями, в судах! Не будем говорить, что больше дел, значит, должно быть и больше жалоб. Больше дел - профессионализм должен расти, и жалоб должно быть меньше.
Ануар Тугел также отметил, что Минюсту стоит обратить внимание на нерегулируемый рынок правовых услуг.
- Такие конторы увеличиваются. Непонятно, кем они регулируются, какой у них статус? Помимо адвокатов надо урегулировать деятельность частнопрактикующих юристов. Вот где мошенники! МВД не даст соврать - это люди, ранее судимые за мошенничество, - запальчиво высказался Тугел.
И здесь Владимир Божко не удержался от ироничной реплики:
- Ануар Курманбаевич, ну вы же знаете расхожий анекдот: какого адвоката выберет наш гражданин? Того, кто хорошо знает Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, или того, кто хорошо знаком с судьей или следователем? Реалии таковы, что у нас “разводные” процессы все-таки идут, и мы должны таким образом строить юридическую систему, чтобы у нас не было возможности сторонним гражданам вмешиваться в уголовный процесс!
В ходе обсуждения проблемы нарушений со стороны адвокатов Марат Бекетаев отметил, что Республиканская коллегия не имеет права контролировать деятельность территориальных коллегий, которые, как показывает практика, не всегда привлекают адвокатов к дисциплинарной ответственности. В этой связи Министерство юстиции планирует расширить полномочия Республиканской коллегии: наделить правом проверять жалобы на адвокатов, рассматривать материалы о дисциплинарных проступках и налагать дисциплинарные взыскания. Наряду с этим на сайте Республиканской коллегии планируется публиковать сведения о привлеченных к ответственности адвокатах.
По словам Бекетаева, ежегодно на защиту граждан в судах государственными адвокатами из бюджета выделяется около 1,2 миллиарда тенге. В прошлом году эту сумму увеличили до 1,5 миллиарда, которые полностью освоили. Теперь Минюст планирует внедрить в Казахстане систему Pro bono, предусматривающую оказание социально уязвимым слоям населения юридических услуг на безвозмездной основе.
В кулуарах после правчаса Ануар Тугел, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что гонорары казахстанских защитников не такие уж высокие - от 100 тысяч тенге за час работы.
- Гонорары определяет рынок. Все-таки адвокатура - негосударственный институт. Вопрос, в каких условиях приходится работать. Когда он вынужден работать под прессингом правоохранительных органов, есть факты, когда прослушивают адвокатов, когда в их отношении проводили слежки. Естественно, возрастают гонорары, потому что есть риски для жизни и здоровья, - заявил Тугел, добавив, что, например, в России час работы защитника стоит 300 евро.
В ходе правчаса Марат Бекетаев, перейдя к обсуждению института нотариата, отметил, что сегодня, чтобы стать нотариусом, необходимы наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, стажировка не менее одного года и прохождение аттестации.
- В Англии доступ к должности нотариуса требует не менее пяти лет работы по юридической специальности. В Швейцарии можно стать нотариусом после четырех с половиной лет работы юристом. Поэтому Министерство юстиции рассматривает поэтапное увеличение требований по стажу с двух до пяти лет, - сообщил министр.
Наряду с этим он подчеркнул, что в Казахстане с развитием информационных технологий нотариальная деятельность будет идти на убыль, иными словами, потребность в нотариусах будет постепенно снижаться. Обусловлено это еще и тем, что сегодня все меньше сделок требуют нотариального удостоверения, так как государство упрощает многие процедуры.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Астана

Поделиться
Класснуть