5693

Истина - в цене

Проезд в общественном транспорте Алматы может возрасти до 150 тенге, но только для тех, кто будет платить наличными. Водителям при этом - внимание! - разрешат забирать часть выручки себе. Это далеко не все изменения, о которых рассказал “Времени” руководитель городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максут ИСАХОВ (на снимке).

- Давайте начнем с новости о 297 автобусах, покупку которых недавно одобрил городской маслихат. Означает ли это, что акимат снова решил создать в Алматы коммунальный автобус­ный парк?
- Да, акимат выделил деньги на приобретение почти 300 автобусов, буквально сегодня-завтра (это интервью состоялось в минувший четверг. - О. А.) мы объявим соответствующий тендер. Речь идет о покупке разных видов автобусов: 6, 8, 11 и 18 метров в длину. Их мы будем использовать на разных участках города. Например, 18-метровые “гармошки” будут обслуживать маршрут строящейся сейчас линии БРТ. Все автобусы трехдверные, оборудованы кондиционерами и двигателями, работающими на бензине Евро-4.
- А что, от газовых автобусов вы отказались?
- Да, по целому ряду причин. Самая главная в том, что нам негде заправлять такие автобусы: для этого нужны высококомпримированный газ, особые заправочные комплексы - их в городе всего четыре, и они перегружены теми автобусами, которые были закуп­лены раньше.
- А как же экология, о которой постоянно говорят в акимате?!
- Вот послушайте дальше. Вторая причина - газовые автобусы дороже бензиновых. И третье: выбросы от бензина Евро-4 сравнимы с выбросами от газа.
- Где вы будете брать столь качественный бензин? У нас им рынок завален?
- Бензин Евро-4 у нас есть, с Евро-5 проблема. Мы сейчас проектируем строительство нового парка на 200 автобусов именно с газовыми заправками. Он будет располагаться в Алатауском районе города. А эти новые 297 автобусов мы разместим на территории одного из бывших частных автопарков. Владельцы пытались оборудовать там вещевой рынок, но дело не пошло. Так вот теперь мы будем арендовать эту площадку, уже договорились о цене, там, кстати, небольшая сумма...
- А какая именно, можно поинтересоваться?
- Я точно не могу сказать, этим занимался “Алматыэлектротранс”. Но из всего, что нам предлагали, это самый дешевый вариант. Там полностью все оборудовано, можно заходить и работать.
В этом парке будет высокая зарплата, и к водителям мы будем предъявлять соответствующие требования. Планируем, что в ноябре новые автобусы уже будут в Алматы.
Плюс к этому мы закупим еще 73 горных автобуса (часть из них уже в городе, на следующей неделе мы будем проводить презентацию). От обычных они отличаются большей проходимостью и легко поднимаются в горы.
В общей сложности в коммунальном парке будет 370 автобусов. Примерно 120-130 начнут обслуживать те маршруты, от которых ввиду их нерентабельности отказались частные автопарки. Их упразднили в свое время, но мы их вернем. Это, например, маршруты № 125, 108а, 40, 77. Оставшиеся новые машины заменят подвижной состав тех перевозчиков, которые работают хуже всех. Мы будем вытеснять их с рынка.
- Тогда поясните, что происходит. Вы передали в доверительное управление частной компании сразу три коммунальных автопарка, а теперь, получается, расписываетесь в том, что это решение было неверным, и снова создаете свой автопарк. Где логика?
- Передача коммунальных парков в доверительное управление компании Green bus, о которой вы говорите, более чем оправдала себя. Я вам приведу всего две цифры: Green bus более чем на четыре миллиарда тенге закупил новые автобусы для города, они обязались привезти в этом году еще 50 машин. Далее: компания погасила долги “Алматыэлектротранс”, в который входили коммунальные парки. Это миллиард тенге, из них более 200 миллионов - задолженность по заработной плате.
- В таком случае акимат страху­ется. Ведь, передав весь общественный транспорт частникам, он потерял практически все рычаги влияния на сферу городских перевозок. Сегодня автопарки могут диктовать вам правила игры, а не вы им: если они завтра не выпустят на маршруты свои автобусы - город встанет. Вам, понятно, такие проблемы не нужны. А теперь у вас будет 300 автобусов - хорошая подушка безопасности.
- Не совсем так. Так, как вы предполагаете, могли сказать только недобросовестные перевозчики.
Изначально мы хотели отдать новые автобусы в лизинг частным перевозчикам. Но это не позволяет сделать закон - мы должны действовать в рамках государственно-частного партнерства, а это долгий путь. К тому же во время обсуждения этого вопроса в акимате возникли споры. Наши экономисты сказали: да, перевозчики будут постепенно возвращать стоимость автобусов, но за год-полтора они их “убьют” и скажут, что больше платить не могут - забирайте. Что мы тогда будем делать? Поэтому мы и решили создать коммунальный автопарк. Возможно, мы поработаем с ним год-два и тоже передадим его в доверительное управление частной компании.
- Но подушка безопасности все-таки нужна?
- Конечно, мы учитывали и этот момент. Но не это стало главной причиной, из-за которой мы начали создавать коммунальный парк.
- Насколько я знаю, недавно президент подписал поправки в закон, позволяющие устанавливать дифференцированный тариф в городском общественном транспорте (когда оплата проезда наличными стоит дороже, чем по электронной карте). Все очень долго ждали этого момента в надежде, что это серьезно простимулирует работу системы “Оңай!”. Люди наконец начнут пользоваться карточками. Что в связи с этим ожидать алматинцам?
- Поправки в закон, о которых вы говорите, вступят в силу 9 июня. На ближайшей сессии маслихата - ориентировочно она состоится в середине или в конце июня - мы выйдем с предложением внедрить дифференцированный тариф.
- Каким он будет?
- Мы предлагаем утвердить тариф на проезд, оплаченный наличными, в 150 тенге.
Мы посмотрели международный опыт: практически во всех странах оплата наличкой обходится пассажиру вдвое дороже. Это дисциплинирует граждан, и они пользуются электронными платежами. Если разница между этими способами оплаты проезда будет небольшой, толку от этого ново­введения будет мало.
Тарифная комиссия, которая работала весной, установила, что средняя стоимость проезда в нашем городе равна 149,5 тенге. Мы ориентировались на эту цифру. А оплата проезда по системе “Оңай!” по-прежнему будет 80 тенге. Мы не планируем его повышать. Я это хочу подчеркнуть.
А чтобы водители не мухлевали, мы, считаю, должны дать им возможность забирать часть наличной выручки себе. Допустим, проезд будет стоить 150 тенге. Водитель продает билет - 100 тенге отдает автопарку, а оставшиеся 50 забирает себе. Мы разговаривали по этому поводу с перевозчиками, они вроде соглас­ны. Это должно стимулировать водителей работать честно.
- Если маслихат примет дифференцированный тариф в 80-150 тенге, когда люди начнут платить по-новому?
- Как только решение маслихата вступит в законную силу. Возможно, это произойдет в течение лета.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть