⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Уроки латиницы

Лэйла ТАСТАНОВА

В понедельник парламентариям впервые представили вариант алфавита казахского языка на латинской графике. Вместо нынешних 42 (на кириллице) в нем 25 букв и 8 диграфов, обозначающих специфичные казахские звуки. Ученые-филологи, разработавшие латиницу для госязыка, уверены, что этими буквами можно передать исконную природу его звучания.

Почти три часа народные избранники и языковеды обсуждали вчера на парламентских слушаниях в мажилисе вопросы казахской латиницы. Забегая вперед, отметим: бурных дискуссий не было - необходимость модернизации государственного языка, как и предложенный вариант нового алфавита, под сомнение никто не ставил. Напротив, собравшиеся мажилисмены, сенаторы, представители кабмина и ученые были как никогда солидарны и единодушны. В речи каждого выступавшего неизменно звучала мысль: переход на латиницу не чья-то прихоть, а веление времени, продиктованное прагматизмом. Ну как в XXI веке - веке Интернета, информационных технологий, гаджетов и компьютеров - без латиницы? Чтобы подчерк­нуть это, мажилисмен Бекболат ТЛЕУХАН даже рифмой заговорил:
- Сейчас человек без сотки подобен младенцу без соски! Вся информация распространяется на латинице, и нет необходимости искать политическую подоплеку в этом вопросе. Мы не можем больше медлить - промедление смерти подобно! Латиница, возможно, будет сложно даваться старшему поколению, но для молодых это ничего не стоит. Замена алфавита не сложнее переноса столицы, не сложнее перехода от плановой экономики к рыночной. Нет непокоримых высот для казахского народа! Это (переход на латиницу. - Л. Т.) необходимо для выразительности, образности казахского языка и для будущего нашей страны!
В свою очередь спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН, также подчеркнувший, что переход на латиницу является безу­словным требованием нынешнего времени, особо отметил, что реформа казахского языка не предполагает изменения государственной языковой политики. Смена алфавита затрагивает исключительно язык титульной нации.
- Переход на латиницу не означает отказа от русского языка, от кириллицы. Все издания, выходящие на русском языке, так и будут выходить. То есть русскоговорящим гражданам кириллица остается. К русскому языку и кириллице мы должны относиться столь же бережно, как и к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком - это историческое преимущество нашей нации, - отметил Нурлан Нигматулин.
Переход на латиницу, продолжил он, направлен прежде всего на реформирование казахского алфавита и правил орфографии, что позволит установить соответствие между фонетикой языка и его графикой. Таким образом, введение латиницы призвано лишь решить внутренние вопросы развития государственного языка.
Вместе с тем спикер подчеркнул, что казахский алфавит на латинице разрабатывается уже несколько лет и спешка в этом деле неприемлема.
- Как говорится, на дело готовое критиков много. На сегодняшний день также много высказываний и мнений по этому вопросу, - сказал он далее. - Каждый гражданин нашей страны должен знать, что переход на латиницу - это главный путь достижения мировой цивилизации. Поскольку латиница - один из самых сильных языков развития человечества. Это язык науки и техники, Интернета и IT-технологий в XXI веке. Поэтому можно сказать, что к этому ответственному периоду мы подошли с большой готовностью, так как проделана большая работа.
Нигматулин выразил уверенность: если новый алфавит будет отвечать всем требованиям, казахстанцы свободно овладеют новыми технологиями, наукой и знаниями и попадут в тренд мирового развития.
В свою очередь вице-премьер Ерболат ДОСАЕВ заявил, что у правительства есть пошаговый алгоритм введения нового алфавита. Комплекс программ, включающий, в частности, подготовку учителей, образовательные мероприятия, синхронизирован по срокам.

В группу специалистов, разрабатывавших новый алфавит, сообщил министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, вошли ведущие ученые страны, в том числе специалисты по информационным технологиям. Работа проводилась при четкой координации администрации президента.
Как же изменится казахский алфавит?
Как рассказал один из разработчиков проекта, директор Респуб­ликанского координационно-методического центра развития языков им. Ш. Шаяхметова Ербол ТЛЕШОВ, вместо нынешних 42 букв будет 25 знаков - на один знак меньше, чем в 26-значном английском алфавите. За основу взяты три принципа: “одна буква - один звук”, “одна буква - два звука” и “один звук - система диграфа”.

Итак, согласно представленному проекту в казахской латинице не будет буквы X - ее заменит буква H. Латинская I заменит I и И. Буква Ы будет писаться как Y. Й поменяется на J. Твердая казахская ұ в латинской азбуке представлена как U, а У - как W. Кроме того, в казахской латинской графике введут 8 диграфов - сочетаний двух букв, произносимых единым звуком, обозначающих восемь специфических казахских звуков.

При создании алфавита на латинице ученые учитывали в первую очередь звуковую систему казахского языка. Разработчики отказались от диакритических знаков - различных точек и палочек, взяв только исконные знаки латинского алфавита.
- Если мы будем вносить диакритические знаки в новый алфавит на латинице, то в силу их редкого использования можем потерять исконные специфические звуки казахского языка. Даже сейчас, особенно среди молодежи, распространена такая практика: замена буквы ѕ на а, қ на к, а некоторые даже игнорируют в письме такие буквы, как ғ, ң, ү, ұ, - пояснил Тлешов.
Чтобы сохранить специфические казахские звуки, ученые предлагают ввести диграфы: Ѕ - ae, Ө - oe, Ү - ue, ң - ng, ғ - gh, Ч - ch, Ш - sh, Ж - zh.
- Принятие нового письма отнюдь не означает смену одних знаков другими. Это исправление недочетов, касающихся правописания, допущенных в предыдущих вариантах алфавита. В этой связи, на наш взгляд, с созданием алфавита и его внедрением также необходимо принятие новых правил орфографии, - считает Тлешов.
Он напомнил, что в мобильных телефонах, смартфонах и других гаджетах алфавит содержит 26 латинских букв.
- Путем использования диграфов мы сохраним наши специфические звуки, а диакритическое различие звуков, которое предлагают наши некоторые коллеги, не позволяет сохранить природу звука - только различать похожие буквы в письме условными знаками, - отметил докладчик.
Депутаты затронули такой важный вопрос, как внедрение латиницы в школах. Вице-министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ пояснил, что этот процесс будет идти постепенно, без резких скачков и только после обсуждения с педагогической, родительской общественностью и министерствами.
- Особо хочу отметить, что спешки не будет, вся работа будет вестись системно и строго по графику. В случае утверждения нового алфавита мы планируем утвердить сам график внедрения нового письма во всех организациях образования нашей страны. В этом графике мы обязательно предусмотрим вопросы подготовки кад­ров, издания учебников, словарей, - пояснил Аймагамбетов.
Только после этого МОН планирует издать массовым тиражом нормативные словари, учебники, учебно-методические пособия.
- Важно отметить, что кириллица останется в преподавании предметов на русском языке. В школах с русским языком обучения все предметы, за исключением казахского, английского языков, будут вестись с использованием кириллической графики. Латиница коснется только казахского языка и всех тех предметов, которые будут преподаваться на казахском языке, - подчеркнул вице-министр.
Надо отметить, переход на латиницу затронет многие сферы жизни казахстанцев. Так, в удостоверениях личности все данные будут изложены на латинице. Но, как заверил Ерболат Досаев, действующие документы будут годны до истечения их сроков. Замена документов, подчеркнул вице-премьер, будет проходить последовательно.
Пока ученые-языковеды корпели над созданием алфавита на латинице, айтишники вовсю занимались разработкой конвертера - программы, преобразовывающей казахскую письменность на латинскую графику. Компания Attila Group, как заявил ее представитель Куаныш БИЛЯЛ, в течение десяти лет разрабатывала такой конвертер.
- Благодаря конвертеру казахи нашей страны в СНГ, Европе и Китае получили возможность общаться, обмениваться информацией, переписываться. К примеру, если вы обучались на кириллице, путем установления данного конвертера в свой компьютер или телефон в любое время можно преобразовать свой текст на новый алфавит. Даже роман “Путь Абая” можно преобразовать на новый алфавит в течение трех секунд, - уверял Билял.
После слушаний в кулуарах журналисты задали министру финансов Бахыту СУЛТАНОВУ вопрос, который сегодня волнует многих: сколько средств потребуется на все мероприятия по переходу на латиницу? Точную сумму главный счетовод страны не назвал, но сообщил, что в трехлетнем бюджете на подготовительные работы заложено 250 миллионов тенге.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с сайта tengrinews.kz, Астана

Загрузка...
Комментарии 90
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
Admin1
11 сентября 2017, 22:11
Кругом кризис, деньги девать некуда наверное нашим бюрократам. Не понимаю, зачем усложнять итак сложную жизнь....
Ссылка
karatist
12 сентября 2017, 08:55
Казахи способный народ. Быстро учатся, тем более латинский алфавит это не новое для нас - в 40-х годах 20 века мы спокойно писали и читали на нем.Смогли же мы учить русский язык, хоть и заканчивали казахские школы. Учим и английский, и другие языки. В отличие от некоторых, которые хоть и родились здесь, и много лет живут - так и не смогли выучить государственный язык.
Ссылка
capo
12 сентября 2017, 20:46
прямо напиши,кого ты считаешь некоторым неспособным народом, ты ж каратист,бздеть не по твоим правилам.
Ссылка
karatist
13 сентября 2017, 01:40
Ты прекрасно знаешь. И не народов, а отдельных наших граждан. И не только русских, если ты это имел ввиду, любитель пуков. И это действительно так. Я не знаю ни одной другой страны в мире (!), где есть министры, депутаты, чиновники, которые работают и при этом не владеют государтсвенным языком. Нигде такого нет.
Ссылка
karatist
13 сентября 2017, 01:45
Что доказывпет - наша страна самая демократичная, толерантная страна в мире. Где никого не ущемляют по языковому вопросу. И это - наше достижение. Ни одна другая страна не может похвастаться таким.
Ссылка
capo
13 сентября 2017, 13:15
Сначала написал то,что думал:"Казахи способный народ....В отличие от некоторых" Потом на прямой вопрос начал выкручиваться:"отдельных наших граждан...не только русских" Забздел бандеровец))
Ссылка
karatist
13 сентября 2017, 13:55
Да, они очень способный народ. А прямой ответ - конкретно ты, вдыхатель пуков.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 15:21
у тебя морда не треснула от счастья принадлежать к "способному народу"?
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 15:42
Да, они очень способный народ. Учились в отдаленных аулах на казахском языке, общались на казахском. Поступали в СУЗы и ВУЗы, преподавание в которых было ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на русском языке. И успешно заканчивали их! И многие на красные дипломы.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 15:52
Флаг тебе в руки,барабан на шею))
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 15:58
Представь себе! Человек был ни бум-бум по-русски. Но смог сдать вступительные экзамены в ВУЗ, тоже на русском языке (!), поступить туда, учиться и успешно окончить его! Каково!
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:02
Ты не сравнивай их с собой. Ты учился в русской школе, среда общения была на русском языке. И представь каково трудно было им, простым ребятам из далекких аулов. Но они смогли- выучили русский язык. Способные, оказались, ребята!
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 16:20
ни кого ни с кем не сравниваю,этим занимаешься ты,продолжай
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:05
Может ты, в силу своей ущербности, или малого возраста, не знаешь, что при СССР все СУЗы и ВУЗы в республиках преподавали только на русском языке. Такая дискриминация была. Если не ошибаюсь исключение сделали только для Грузинской ССР.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 16:23
видел этих дискриминированных и поступивших по квотам вне конкурса,которых тянули за уши.Хорошие были ребята, дискриминированными себя не считали))
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 16:26
Потому, что я мог завалить экзамен или зачет,если бы не подготовился, а они шли и сдавали совершенно спокойно.
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:31
Ну раз ты такой способный - чтож ты, милок, не смог выучить госязык. Ведь столько лет здесь живешь. Способностей, видать, не хватает.
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:35
Тебя в ВУЗе били, чморили, отбиали стипендию!)) И вот поэтому ты зол на весь мир)) Пора забыть это, советую. И у меня на первом курсе отнимали стипендию, посылали за водкой - ну и что? Многие проходят черещ это. Главное - суметь постоять за себя.
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:38
Все проходили это. Если старшие курсы начинали слишком наглеть - собирали по городу земляков и устраивали им варфаламеевскую ночь в общаге. Все было. Но это не значит, что надо быть злым на весь мир..
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 17:09
ты бегал за водкой студентом вместо того,чтобы учиться,вот и результат
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 17:41
Может ты и прав))) Сразу видно, был ты маменьким сыночком. Учился ты в ВУЗе в своем городе. За водкой не бегал, только стипендию у тебя отбирали и чморили на перерывах. Днём учатся, а все "прелести" в общежитии происходят ночами.
Ссылка
karatist
13 сентября 2017, 14:03
И назови другую ещё страну, где госслужащий , не владеющий государственным языком страны, может делать карьеру, быть успешным в этой стране. Украину в пример можешь не приводить. Там некоторых министров и высоких чиновников просто наняли со стороны, с других стран и поэтому они могут не знать украинского языка.
Ссылка
karatist
13 сентября 2017, 14:08
Казахстан - самая толерантная, самая демократичная страна в мире. Где никого не ущемляют по языковому вопросу. И таким не может похвастаться ни одна страна в мире, даже соседняя Россия. Это очень большое достижение нашей страны. В нашей стране не владение государственным языком не является препятствием ни в карьере, ни в обществе, ни в быту!
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 12:31
Вся демократичность и толерантность заключается в словах госслужащего, руководителя "Казахинформ": Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас, как колонизаторов в иных странах, никто не гонит
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 13:07
Так и я о чём! Никто ведь тебя здесь не ущемляет по языковому вопросу. Ты СВОБОДНО общаешься на русском языке, который в нашей стране является языком межнационального общения. Что с тобой мы сейчас и доказываем - общаемся на русском. Ты ведь ходишь на работу, посещаешь баню, покупаешь хлеб в магазине - и ты ведь прекрасно обходишься без знания государственного языка! Где тебя тут ущемляют???
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 13:13
А вот в других постсоветских странах русский язык ущемляют, запрещают, носителей его объявляют негражданами, открыто ненавидят их и пропагандируют русофобию. Сносят памятники, связанные с русской историей. В свое время в Чечне резали и убивали. Да ты все прекрасно знаешь. Да в той же самой России кричат: Россия для русских. А где ты видел у нас, чтобы кричали: Казахстан для казахов???
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 15:14
Так и я о чём! Одни граждане должны говорить спасибо другим гражданам,т.е. есть первосортные граждане-автохтоны, и второсортные граждане,колонизаторы.Деление граждан по сортам-признак фашизма.Как -то Аскар Умаров поплатился за это? Да, назначен главой "Казахинформа"
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:27
Говорю еще раз: Если тебя кто-то (коллега, сосед, собутыльник и пр.) заставяет тебя говоррить ему благодарнности, застааляет вставать перед ним на колнеи - обратись в правоозранительные органы! Конечно, если ты не врешь, или не выдумываешь - в чём я уверен.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 16:29
Глава не "Казахинформа" не мой сосед, и уж точно не мой собутыльник.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 16:30
Есть еще государство, а не только собутыльники и соседи, оглянись
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:46
Не пойму я тебя. Тебя соседи, коллеги, и даже государство (с твоих слов) оижают, ущемляют, заставляют тебя говорить им благодарности - но ты плачешь в сетях, дома в подушку??? Ты, что, мазохист что-ли?!? Зачем тебе тогда жить среди жтих "фашистов"? Странный, ты типок.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 17:15
В РК большинство населения не бандеровцы,хотя такие бандеровцы,как ты, стучат по клавишам свою ахинею.
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 17:45
Рад за тебя. Ну если тебя здесь никто не обижает и не ущемляет - то о чём весь сыр-бор?!? Чего тогда ты здесь воняешь???
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:58
Слушай, я грешным делом вот что подумал: Ты сидишь в тюрьме? Чалишься? Если это так, то тогда я, думаю, понимаю твои слова про обиды на государство, соседей (наверное по нарам). Держись там, раз посадили, значит за дело. Срок когда-нибудь да закончится. Интересно только как пронесли туда сотку.
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 13:29
И говорю тебе еще раз: Если кто-то тебя ущемляет, угнетает, избивает по национальному признаку (как сейчас имеются факты в России) - обратись в правоохранительные органы. Но уверен, всё это - плод твоего воспаленного мозга, зацикленного на идее угнетения местными басурманами не титульных наций. И поддерживаемого российским зомбоящиком.
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 13:32
Я тебе говорил, я убрал пару росканалов с кабельного. Советую и тебе ограничить просмотр росканалов. Попробуй, ну хотя бы на время - и ты посмотришь на окружающий тебя мир совсем другими глазами! Кругом не враги! Попробуй! Сам удивишься.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 15:15
Чего не убрал все? Попробуй! Сам удивишься.
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:10
Вотв этом месте абсолютно согласен с тобой! Так и было! После того, как удалил эти каналы российские - совсем по-другому стал смотреть на вещи. Прикинь! Оказывается, кргом не враги. И все страны не редиски, оказываеется.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 16:27
какой ты внушаемый оказался,все в жизни от телевизора зависит))
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 17:09
Ты прав, я был такой. Принимал от зомбоящика всё за чистую монету. Считал, как же, государственный канал России не может врать. В 2014 году росканалы взахлеб рассказывали и показывали, как в "фашистской" Украине сносят памятники Ленину: Вот фашисты-изверги несусветные!
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 17:12
стебайся,но не забывай,что стебаешся над заживо соженными в Одессе и Мариуполе
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 17:15
А теперь вопрос: А когда в самой России снесли памятнику Ленину. Ответ: Памятники Ленину с центральных площадей больших городов посносили лет 25 назад!! Да и у нас давно. Прикинь - а на Украине памятники Ленину на центральных площадях больших городов стояли аж до 2014 года!! Так кто более бережно относился к истории??
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:14
Я прошёл через это. И поэтому и тебе советую так сделать. Говорю еще раз- попобуй! Ты сам удиввишься! Я точно знаю. Так и будет, поменяешь взгляды. Мирр состоит не только из укрофашистов, туркофашистов, белофиннов и прочих редисок. Есть вв мире и светлые стороны!
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 17:19
попробуй еще, как страус, голову в песок засунуть для усиления положительного эффекта))
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 17:52
Ты прав, лучше не смотреть каналы соседей. Ведь там сейчас на государственном уровне идет пропаганда насилия, культа войны. По всем каналам кричат: "Можем повторить! " А что они хотят повторить?? Хотят опять угрохать 27,0 млн граждан?? Хотят повторения концлагерей?? Как они не понимают, что война - это нехорошо,плохо. Это смерть солдат, мирных людей, в т.ч. детей и стариков. Вот они зомбированные.
Ссылка
Turandorf
14 сентября 2017, 22:56
Мы потихоньку по капле выдавливаем из себя раба, и это конечно же не устраивает имперских шовинистов вроде таких сатрапов как саро. Максимум, что они могут позволить - аборигены должны пасти верблюдов на далеком отгоне не приближаясь к городам и казачьим станицам. Кто не будет подчиняться этому мироустройству - фашист, националист, итп, итд. Ну, слава Всевышнему, мы сейчас знаем, где исток зла.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 12:26
ты не капли выдавливаешь,а потеешь от страха и не знаешь, кого из соседей надо больше бояться))
Ссылка
karatist
12 сентября 2017, 09:01
7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита "Единый тюркский алфавит". Которым мы пользовались до 1940 года. Нынешним чиновникам надо учесть советский опыт по переходу на латиницу. Тогда ведь практически перевели алфавит за 1 день. И как многие пишут: советский опыт - передовой опыт. Зачем нам тоже долго тянуть.
Ссылка
004
12 сентября 2017, 14:34
это дело не нужное)),но есть и положительные моменты,наше поколение не раз будет смеяться над написанием и произношением)),а через лет 50 все станет на свои места))
Ссылка
004
12 сентября 2017, 15:07
Если к тому времени мир не найдет что-то новое и для всех,или грянет 3 мировая(не дай Бог)
Ссылка
karatist
13 сентября 2017, 01:51
Вы правы в одном. Надо думать о будущих поколениях. Да, трудности будут., по началу. Без них не обойтись. Но цель стОит этого. Потомки будут благодарны. Надо брать пример с китайцев. С китайцев, которые мыслят не годами, а тысячилетиями.
Ссылка
capo
14 сентября 2017, 18:30
с китайскими мыслями как бы не получился по-узбекский результат))
Ссылка
karatist
14 сентября 2017, 22:17
Всё у нас будет хорошо. Главное - чтобы ты и тебе подобные не ставили палки в колёса. У которых главный принцип - пусть я буду жить в грязи, но другим хорошо жить не дам. Что сейчас мы и наблюдаем в одной соседней стране - у самих проблем по горло, грязь и разруха, а они пакостят и строят козни другим соседям. У нас в стране никогда не будет по-твоему, сколько не каркай и не завидуй.
Ссылка
karatist
14 сентября 2017, 22:29
Наоборот, ты должен радоваться успехам нашей страны,а не завидовать и проклинать. Есть хорошая русская пословица: "Не плюй в колодец из которого пьешь воду". Да будь в соседней России хоть чуточку лучше, чем у нас - ты бы давно свалил туда.И это лучшее доказательство, что в нашей стране намного лучше чем там! Так что не плюйся, конечно если ты не любишь воду с плевками, как ты любишь вдыхать пуки.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 15:19
По себе что-ли судишь,бандеровец? Никому я не завидовал и не проклинал "нашу страну",трепло, докажи если сможешь обратное, и я извинюсь))
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 16:20
Конечно завидуешь! Про это даже спорить не стоит. Говорю еще раз: Для меня одним из показателей благополучия в нашей. стране - являешься ты! В противном случае, ты бы давно свалил в другую, более благополучную страну.
Ссылка
capo
15 сентября 2017, 17:17
оба-на, я для бандеровца -доказательство)) Трепло,где я проклинал "нашу страну" не нашел?
Ссылка
karatist
15 сентября 2017, 17:54
Ну, да. Как ни странно звучит, ты - доказательство! Доказательство благополучия нашей страны. А будет еще лучше. Даже не сомневайся.
Ссылка
capo
17 сентября 2017, 20:27
4 млн уехавших- не доказательство, я один оставшийся-доказательство.Сумашедшая у вас арифметика))
Ссылка
karatist
18 сентября 2017, 13:18
Не один. Оставшихся много - умных людей много. Родина как мать - её не выбирают.
Ссылка
capo
18 сентября 2017, 14:21
Умные остались. Следовательно, уехали 4 млн.неумных. Раскрывается русофобское нутро бандеровца.Ранее он его маскировал сказками от тоске по Родине,которая одно моментно навалилась на эти 4 млн.
Ссылка
karatist
18 сентября 2017, 15:37
Ты ведь умный, знаешь где хорошо живется. А уехали глупцы. Ну если хочешь считать себя дураком - воля твоя.
Ссылка
capo
18 сентября 2017, 20:05
приехали,построили,подняли и уехали-глупцы."Умные" остались и своих детей такими пачками отправляют в Россию учиться,что чиновники от образования бьются в истерике,и то придумают и это, а толку -О.
Ссылка
karatist
19 сентября 2017, 08:49
Строили не только русские. Строил весь советский народ. Брат отца строил БАМ, двоюродный брат матери, военный, участвовал в ликвидации аварии на Чернобыле, сейчас 2 группа инвалидности. Есть русская пословица: Сколько волка не корми, все равно лес смотрят. Такие, думаю, если в РФ станет хуже - переедут еще куда-нибудь, будут искать себе новую "Родину". Ибо временщики они. Без флага и Родины.
Ссылка
capo
19 сентября 2017, 14:02
Основа советского народа-русские.Основную тяжесть строительства и защиты вынесли на себе русские.Называть временщиками тех,кто здесь строил и растил-свинство русофоба.
Ссылка
karatist
19 сентября 2017, 14:15
Твои слова - шовинизм чистейшей воды. Большевики, в массе своей были не русскими (Ульянов, Джугашвили, Хрущев, Каганович, Троцкий, Бухарин, Зиновьев и почти все другие). Троцкий - создатель Красной армии, "защитника" всех народов, был как и многие, евреем.
Ссылка
karatist
19 сентября 2017, 14:18
Исходя из твоих слов можно тогда сказать, что основную тяжесть строительства и защиты, нёс не советский народ, а евреи! Это у Гитлера (как и у тебя) один народ был выше остальных народов. Я же всегда говорю - ты фашист недоделанный. И я всегда прав.
Ссылка
karatist
19 сентября 2017, 14:20
У большевиков, в отличие от тебя, не было расового разделения. У большевиков разделение было классовое.
Ссылка
capo
19 сентября 2017, 21:38
Говорили о советском народе,ты скакнул к большевикам, и начал гнать: назвал 5 фамилий, указал,что они не русские. В Российской империи было около 130млн населениния и боле 70% из них-русские.Их ты заменил 5-тью фамилиями. Боишься русских?
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:37
ЗИНО́ВЬЕВ Григорий Евсеевич (настоящая фамилия Радомысльский) ЗЕМЛЯ́ЧКА Розалия Самойловна (псевдоним; настоящая фамилия Залкинд) ИО́ФФЕ Адольф Абрамович (псевдоним Виктор Крымскй ) КАГАНО́ВИЧ Лазарь Моисеевич КА́МЕНЕВ Лев Борисович (псевдоним; настоящая фамилия Розенфельд) ЛА́РИН Юрий (настоящее имя Лурье Михаил /Иехиэль-Михаэль/ Александрович) ЛИТВИ́НОВ Максим Максимович (настоящее имя Бал
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:39
Баллах Меир-Хенех МоисееМеир-Хенех Моисеевич) ЛОЗО́ВСКИЙ А. (псевдоним; настоящее имя Дридзо Соломон Абрамович) МАНЕ́ВИЧ Лев Ефимович (Израилевич; псевдоним Этьен) МЕ́ХЛИС Лев Захарович РА́ДЕК Карл Бернгардович (псевдоним, настоящая фамилия Собельсон) СВЕРДЛО́В Яков Михайлович (Моисеевич; партийные псевдонимы — Андрей, Макс) СКЛЯ́НСКИЙ Эфраим Маркович Лейба Давидович Бронштейн--Лев Троцкий
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:41
Вот они - строители ый, - строил весь советский народ, советские граждане строили. Избавляйся от своего шовинизма. И будет тебе счастье.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:44
В Казахстане сейчас 14,0 млн населения (благодаря большевикам, если бы не они было бы намного больше) и для них 130,0 млн людей строили?? У тебя мания величия))
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:45
По последним данным уже перевалило за 17,0 млн граждан.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:49
А по ящику говорят, что в Украине фашисты. Да и у нас фашистов хватает, оказывается. Но они в массе своей - недоделнные. Такие как ты - дедоделанные фашисты.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:52
ебя. Из такизх как ты, в ВОВ ифашисты и набирали полицаев. Которые затем расстреливали своих вчерашних соседей и родственников. Так что надо бояться таких как ты, а не русских.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 09:03
Дай автомат в руки тебе - покрошил бы всех ненавистных тебе басурман. Избавляйся от своего высокомерия и шовинизма.
Ссылка
capo
20 сентября 2017, 08:50
т.е. по твоему перечисленные фамилии строили, а 130 млн курили в сторонке))
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 08:55
Ты дурак, что-ли? Как 130,0 млн человек разместилось в Казахстане?? Где в Казахстане трудились 130,0 млн человек и где их размещали??Нас всего сейчас 17,0 млн, и то не у всех решен квартирный вопрос.
Ссылка
capo
20 сентября 2017, 09:54
дурак ты,если считаешь,что советский народ жил только в Казахстане и перечисленные тобой фамилии тоже
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:07
Ye lsr ns dtlm dc` ndthlbim. xnj heccrbt bp 130.0 vky uhf;lfy HCACH ghbt[fkb d Rfpf[cnfy b cnfkb cnhjbnm dct gjlhzl/ F vtcnyst f,jhbutys kt;fkb ct,t yf rjhgtirt b yb [htyf yt ltkfkb/
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:08
Ну дык ты ведь говоришь, что русские из числа 130,0 млн граждан РСФСР приехали в Казахстан и начали строить всё подряд. А местные аборигены лежали на корпешках и ни хрена не дкелали.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:11
Затем, когда многомиллионная армия трудовых мигрантов из РСФСР закончила стройки - местные аборигены наконец-то встали из своих корпешек и взашей стали выгонять пинками этих строителей. Так сказать, гнать гастарбайтров. Но это же не так.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:46
Ты, такие как ты не любят вспоминать, как много делали и бывшие республики для общей в то время, страны. Кричат - что только русские работали и приносили благо стране. Казахстанские дивизии спасли Москву от фашистов- и переломили ход войны. Казахстан на фронт отправлял людские ресурсы, мясо, хлеб. Знаменитая семипалатинская тушенка была знакома всем солдатам.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:48
Добывались в большом количестве цветные металлы, без которых невозможно производить боеприпасы. Свинец выплавлялся.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:53
В Узбекистан в годы войны было эвакуировано более 200,0 тысяч детей, в том числе 5,0 тыс. из блокадного Ленинграда. Предполагалось открыть для них интернаты, как-то устроить их. Но узбеки разобрали всех детей до единого по своим семьям.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:57
Брали в свои семьи по 10, 13, 15 детей. Хотя у самих было по десятку своих детей. А теперь, такие как ты, обзывают их чурками, избивают и убивают. Фашисты неблагодарные.
Ссылка
karatist
20 сентября 2017, 13:59
И этому не стоит удивляться. Если первый человек в соседней стране говорит про войну: "Не надо к нам примазываться, мы бы и так победили в этой войне". Он сказал это, как бы в ответ этому олуху Яйценюку - но плюнул всем остальным народам в лицо.
Ссылка
schel_e
13 сентября 2017, 17:17
Нам, "русскоговорящим", а это практически все "неказахи", без разницы на каком алфавите НЕ ЗНАТЬ казахский язык. Мы почти демонстративно отказались его учить на кириллице, а теперь -то вообщее... не будет никто госязык учить. Про паспорта: русские, немецкие, корейские и прочие ФИО и так прекрасно писались на латинице. Так что правильно говорят: переход госязыка на латынь-внутреннее дело казахов.
Ссылка
capo
14 сентября 2017, 11:08
да,это так и переход на латиницу всего лишь логичное продолжение политики РК, приведшей к ограничению употребления русского языка и бесперспективности образования на русском.Поможет переход казахскому языку и экономике развиваться или будет просто тратой ресурсов,как в Узбекистане, станет понятно лет через 10- 15.
Ссылка
Астропрогноз
с 21 по 27 сентября

Золотые слова

«- У меня сплошные эмоции, которые не всегда можно сказать. »

Владимир БОЖКО, вице-спикер мажилиса:
Сказано в ответ на критику его предложения ограничить въезд сельской молодежи в города.
Вопрос на засыпку

Улучшится ли транспортная ситуация в Алматы, если жители города начнут массово пересаживаться на велосипеды?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров