2764

ГСМ: что будет с ценами на бензин в октябре?

Текущий дефицит на топливном рынке Казахстана возможно восполнить за счет импорта горюче-смазочных материалов. Но уже по российским ценам

Нынешняя осень для отечественных автолюбителей выдалась особенно нервной: после плановой остановки Атырауского неф­теперерабатывающего завода (АНПЗ) на ремонт встал Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) - один из крупнейших в стране производителей бензина АИ-92. Он, кстати, вырабатывает порядка 100-110 тыс. тонн в месяц этого вида топ­лива, и его нехватка достаточно остро отразилась на внутреннем рынке. Возникли затруднения и с поставками ГСМ из России: Нижнекамский и Омский нефтеперерабатывающие заводы также оказались на ремонте. Таким образом, ожидаемые крупные импортные поставки из РФ возоб­новятся не ранее второй половины октября.
Сейчас, по данным информационного агентства Argus, оптовая цена 1 тонны российского бензина на границе РФ - РК составляет 560-586 долларов, а это примерно 144-151 тенге за литр. К этой цене стоит добавить стоимость транспортировки бензина до приграничных рынков сбыта - 4-5 тг./л, перевалки на региональных нефтебазах - еще 3-4 тг./л, доставка бензина от нефтебазы до АЗС - 1-2 тг./л, содержание автозаправочных станций - 3-4 тг./л (в зависимости от объема продаж). В итоге стоимость российского бензина на казахстанских АЗС будет не менее 165 тг./л. И это без учета доходности
заправок.
Для сравнения: сейчас российский пот­ребитель покупает топливо по цене 36,9 руб. за литр (220 тг./л). При этом цену на розничном рынке здесь уже давно формирует рынок, государство же осуществляет контроль в области прозрачности формирования цены. Далее - европейский рынок. Розничная цена на бензин здесь колеблется в диапазоне 1,25-1,47 доллара за литр (в Казахстане ~$0,48). Речь, кстати, в этом случае идет о Польше, Чехии, Хорватии, Словении, странах Прибалтики, чей уровень экономического развития и доходов населения вполне сопоставим с нашим.
А что происходит в Казахстане, где также объявлено, что стоимость на рынке ГСМ формируется спросом? Так, после повышения розничных цен на дизельное топливо в сентябре-октябре 2016 года антимонопольные органы наложили многомиллионные штрафы на крупных участников рынка: общая сумма адмштрафа с учетом монопольного дохода составила 960 млн. тенге. При этом чиновники не приняли во внимание, что ПНХЗ был на ремонте, а участники рынка завезли порядка 80 тыс. тонн российского дизельного топ­лива.
Сейчас складывается аналогичная ситуация: на днях антимонопольный орган направил запросы в адрес субъектов оптового (292) и розничного рынка (361), а также трем нашим НПЗ. Участники топливного рынка ждут объективного рассмотрения ситуации и надеются, что меры, предпринимаемые правительством, позволят одновременно поддержать бизнес и стабилизировать обстановку на внутреннем рынке нефтепродуктов. Так, к примеру, при осуществлении контроля за соблюдением законодательства должны учитываться закупочные цены на ГСМ, в том числе на импортированные нефтепродукты. Эта мера поможет активизировать работу по импорту топлива. А скорейшее завершение модернизации АНПЗ, ПНХЗ и ПКОП позволит останавливаться на плановый ремонт один раз в три года, а не ежегодно, как сейчас. В противном случае дешевле отказаться от импорта бензина и остановить его продажу, нежели платить многомиллионные штрафы. При таком сценарии очередного топливного коллапса уже не избежать.

Ежемесячный объем внутреннего произ­водства бензина АИ-92 в РК составляет 190-220 тыс. тонн в период работы всех трех НПЗ со снижением выработки бензина АИ-92 до 130-150 тыс. тонн в период остановки одного из заводов на плановый ремонт. Импорт топлива из России - в диапазоне 40-120 тыс. тонн в месяц (исходя из потребностей внутреннего рынка). Между тем среднемесячное потребление на рынке составляет около 275 тыс. тонн, достигая 330 тыс. тонн в месяц в пиковый период спроса (июль-август).

Сергей САДЫКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть