4434

Дрязги на колёсах

“Время” вынуждено констатировать: байга между структурами, ответственными за состояние и развитие общественного транспорта самого крупного города страны, продолжается

Директор ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Садир ХАМРАЕВ (на снимке) отмел обвинения директора ТОО “Green Bus Almaty” Баурджана КУЛИШЕВА в проблемах ОТ, появлении заштатных кондукторов и заявил о невозможности развода с электронной системой оплаты проезда “Оңай!”.

Вкратце напомним: отвечая на наши вопросы о причинах драки в минувшее воскресенье полуголого кондуктора автобуса маршрута № 12 с молодыми пассажирами (см. “Братишка, нажми на тормоза!”, “Время” от 31.10.2017 г.), Кулишев обнажил и системные проблемы ОТ южной столицы. В частности, директор Green Bus Almaty пожаловался на то, что все недовольства пассажиров обрушиваются именно на них, тогда как только за этот год у компании было 13 тысяч часов схода маршрутов с линий из-за поломок в системе “Оњай!”, оператором которой является как раз таки транспортный холдинг. Такие ситуации и провоцируют конфликты между водителем, кондуктором и пассажирами, заявил Кулишев.
Директор ТОО “Транспортный холдинг города Алматы” парирует: никаких сходов с маршрутов не было, это неверная информация.
- Приведенные ТОО “Green Bus Almaty” данные о 13 тысячах сходов с маршрутов мы не можем подтвердить и не понимаем, откуда они могли появиться, - недо­умевает Хамраев. - При каких-то сбоях оборудования автобус не прекращает работу, а продолжает двигаться по маршруту! Есть мобильные терминалы оплаты, которые позволяют оплатить проезд и картой “Оњай!”, и наличными, выдавая специальный билет. Что касается вынужденных мер по остановке автобуса и высадке пассажиров, то ни один водитель не делал этого ранее, в том числе и с момента введения дифференцированного тарифа. Да, по регламенту он должен остановиться, вызвать бригаду для ремонта, но он этого не делает, продолжает движение, что усложняет выяснение всех обстоятельств.
- Green Bus Almaty подал уведомление о расторжении договора с транспортным холдингом из-за оборудования “Оњай!”. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Уведомление ТОО “Green Bus Almaty” мы получили, но хочется отметить, что, во-первых, договор в одностороннем порядке не может быть расторгнут, это преду­смотрено в условиях договора. Во-вторых, транспортный холдинг определен акиматом как единый оператор, и перевозчик не может в одностороннем порядке отказаться от единой системы. Это все отражено в документах. Акимат уже поставлен в известность об уведомлении ТОО “Green Bus Almaty”. На сегодня общественный транспорт города может функционировать только при наличии единой системы оплаты и единой диспетчерской службы, которые определяются местным исполнительным органом.
Утверждение о том, что “все жалобы в итоге обрушиваются на ТОО “Green Bus Almaty”, неверно! Большинство жалоб возникает якобы из-за неработающих терминалов оплаты. Но анализ показал, что многие водители автобусов намеренно их отключают, начинают принимать наличные деньги, не уведомляя о неработающем оборудовании. Только после звонка нашей диспетчерской службы, отреагировавшей на прекращение транзакций, водители оформляют заявку о сбое оборудования. Приезжающая на место сервисная бригада никаких поломок не обнаруживает. Таких ложных вызовов была масса!
- А вот еще претензии в ваш адрес. По словам Кулишева, когда ТОО “Green Bus Almaty” предложило транспортному холдингу сделать кондукторов штатными, вы якобы ответили, что это их проблемы. Теперь водители набирают кондукторов себе в помощь по принципу “кто во что горазд”. Опять же, по словам вашего оппонента, за прошлый год Green Bus Almaty из-за непродуманного введения системы “Оњай!” потерял больше миллиарда тенге. Сейчас эта компания просит поставить в салонах ОТ валидаторы с купюро- и монетоприемниками, чтобы они могли убрать кондукторов, предлагает сделать так, чтобы пассажиры могли расплачиваться за проезд банковскими карточками. Но вы якобы им отказываете, потому что, мол, в таком случае выручка пойдет мимо вас.
- Не могу согласиться с такими утверждениями! Когда вводили систему “Оњай!”, водителям запретили брать деньги. Это было 11 января 2016 года. Потом по просьбе самих же перевозчиков была возвращена возможность наличной оплаты, но только посредством мобильного терминала, который выдает специальный билет в режиме онлайн.
Вообще, хочу отметить: изначально система “Оњай!” строилась на бескондукторной основе! И сегодня все кондукторы не являются штатными работниками компании Green Bus Almaty, а наняты самими водителями. Они нарушают правила системы оплаты и практически неконтролируемы даже самими водителями. Те же условия договора с перевозчиками и транспортным холдингом предусматривают, что мы не должны обеспечивать кондукторами каждую подвижную единицу! Просто перевозчик не может навести порядок и наладить контроль на своих линиях. Что и стало причиной появления этих кондукторов и снижения доходов.
Но хочу также отметить, что с момента ввода дифтарифа (с 1 сентября с. г. - Е. Т.) доходы ТОО “Green Bus Almaty” возросли почти на 60 процентов! Это говорит о том, что ранее эти средства уходили в тень. Теперь деньги поступают в кассу предприятия, а водителям не нравится то, что их доходы снизились. Перевозчикам нужно установить достойную оплату труда для водителей, чтобы урегулировать ситуацию.
Что касается других средств оплаты. Система “Оњай!” строилась на том, чтобы исключить возможность оплаты наличными, и по условиям договора холдинг не должен устанавливать такое оборудование. Негативный опыт ТОО “Алматыэлектротранс” с применением валидаторов, которые взламывались самими водителями, показал неэффективность такой системы. А если транспортный холдинг как оператор единой системы будет устанавливать такое оборудование, то это повлечет дополнительные затраты, а это в свою очередь - пересмотр комиссии в отношении перевозчиков, поскольку должна быть отдача по возмещению дополнительных инвестиций.
Возможность оплаты банковскими картами прорабатывается холдингом. Здесь важно понимать, что при оплате картой Visa или Mastercard будут возникать дополнительные комиссии, которые лягут на самого пассажира.
ТОО “Транспортный холдинг Алматы” рассматривает все возможности применения дополнительного функционала для удобства оплаты за проезд.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть