6229

Семь камней справедливости

Вчера Жакип АСАНОВ впервые публично выступил в своей новой должности председателя Верховного суда. Он тщательно проанализировал качество казахстанского правосудия и вынес свой вердикт: до справедливости и верховенства закона нам еще далеко! Коррупция, пробелы в законодательстве, бюрократизм по-прежнему разъедают казахстанскую судебную систему. Асанов призвал коллег к человечности, порядочности в отношениях с людьми, а также представил свое видение настоящей людской справедливости. Случилось это на расширенном совещании судей республики по итогам отправления правосудия за 2017 год.

В первую очередь Жакип Асанов поделился задачами, которые поставил перед ним глава государства. Главная из них - повысить доверие граждан к судам.
- Верховенство закона будет обеспечено тогда, когда граждане будут получать справедливое решение суда, их права будут полностью защищены. Сейчас об этом говорить рано! Никаких реформ мы предлагать не будем. Есть конкретные поручения президента, данные на седьмом съезде судей, потенциал Плана нации в фарватере стратегических документов - мы и будем продолжать работу, - за­явил глава Верховного суда.
Собрав и проанализировав предложения судей по улучшению работы всей профильной системы, он определил семь камней преткновения.
Первый камень - справедливость. Жакип Асанов обратил внимание на то обстоятельство, когда судьи выносят разные решения по схожим делам: одного осуждают на пять лет лишения свободы, а другому дают два года условно.
- У многих логичный вопрос: почему одного посадили, а другого нет? Почему суд допускает такой произвол? Могут ли говорить о справедливости люди, когда ничего не ясно, никто ничего не объясняет? Суд считается справедливым, когда стороны имеют равные права на победу, когда судья одинаково требователен и внимателен к обеим сторонам. Когда участники видят вежливость и уважение, получают убедительное объяснение конечного решения судьи. Так даже проигравший человек примет решение суда с пониманием и без гнева, раздражения и агрессии. Почему? Потому что с ним обошлись по-людски! - уверен Асанов.
Он призвал судей быть проще и повернуться лицом к народу.
- Почему не можем доступно, вежливо, терпеливо объяснять свои решения? Прочитали приговор, решение - и все, ушли. А у людей остались вопросы. Да, во многих случаях законные решения. Но мы не можем это объяснить, потому что язык судебного акта - это результат чьих-то диссертаций в советское время! - открыл тайны святая святых председатель ВС.
А ведь текст судебного акта, подчеркнул он, напрямую свидетельствует о компетентности судьи и является лицом судебной власти. Асанов отметил, что многие акты загромождены сложными формулировками, а сухая стилистика не позволяет понять причины, почему человек проиграл в суде.
- Даже в Верховном суде судьи говорят: “Мы не поймем, что имел в виду судья, почему он пришел к такому выводу”. Если мы так мучаемся, то что говорить о простом человеке? Там же набор процессуального языка, материального закона. Этот язык переводить надо! Судебный акт - венец правосудия, итог громадных усилий, эмоций, финансов, он должен быть понятен человеку! - продолжал открытый урок главный судья страны, призывая коллег быть свободными от предрассудков, страхов и стереотипов.
Кстати, о языке досудебных актов и обвинительных в частности. Асанов обратил внимание на преобладающие в них категоричные фразы: “совершил”, “имел преступный замысел”, “украл”.
- Еще до суда все решили! В международных судах стиль абсолютно другой. Там сторона обвинения обстоятельства излагает другим языком. Не это ли причина мизерных оправданий - 0,2 процента?! Я говорю о делах, где участвует прокуратура. 99,8 процента приговоров обвинительные! - ужас­нулся Асанов.
Именно поэтому, отметил он, ряд экспертов для решения данной проблемы предлагает передавать судьям не все материалы уголовного дела, а только обвинительный акт. Это позволит обеспечить состязательность сторон и объективность рассмотрения дела. Данная норма, считает Асанов, может быть введена первоначально по мелким и средним делам. Наряду с этим глава ВС предложил предоставить судьям право не ограничиваться рамками материалов дела и давать советы сторонам судебного процесса для разрешения споров:
- Как в Германии? Судья ведет беседу с истцом и ответчиком и спрашивает: “Кто чего хочет?” Потом видит документы, и если кто-то не так оформил иск, то судья все разъяснит по-человечески. У наших же судей такого нет! Судья ограничен рамками иска и пассивен, обязан быть пассивным. Оценивает только те документы, которые ему дали стороны. Он не активный. Знает (детали всего дела. - Л. Т.), но не имеет права говорить. Это что за процесс такой?
К слову, сами служители Фемиды просят дать им процессуальную активность.
- Судьи говорят: мы в глаза смотреть не можем, нам стыдно, потому что в глазах людей мы формалисты, они наш язык не понимают, - передал переживания коллег председатель ВС.
Обозначил он еще одну очень важную проблему, во многом объясняющую ничтожный процент оправдательных приговоров. Оказывается, несправедливые решения порой выносятся из-за пробелов... в законодательстве.
- Называем судебное решение законным, но не справедливым. Это когда по закону комар носа не подточит, а с точки зрения здравого смысла - абсурд! - с негодованием сказал Асанов.
Второй камень судебной системы - это ответственность и независимость судей. Они жалуются на зависимость от начальства, проверяющих. Зачастую облсуды закрывают глаза на незаконные приговоры, чтобы не портить статистику.
Затронул главный судья страны и такой животрепещущий вопрос, как коррупция среди служителей Фемиды.
- Как говорят, есть слон посреди комнаты, которого трудно обойти и не заметить, - это коррупция и злоупотребление в наших рядах. Судьи сами об этом пишут, а общественность давно обсуждает. Приезжаешь в любую область, все про всех знают: кто с кем общается, чьи интересы защищают, с кем дружат, с кем ќђда (сват. - Л. Т.), как живет, на чем ездит, где отдыхает. Все знают! Я не стал сегодня на всем этом заострять внимание. Но это не значит, что мы не видим слона! Наоборот, работу здесь будем усиливать! - недвусмысленно дал понять Жакип Асанов.
Третий камень - эффективность правосудия. Сегодня, отметил председатель ВС, любой может вынести спор в суд, и это говорит о доступности правосудия. Но, с другой стороны, суд - это большие расходы, которые не всегда оправданны.
- Развитые страны знают: суд - это дорого и долго. Для семейных, трудовых, жилищных и других мелких споров там поощряют внесудебное разрешение. Принцип простой: меньше споров в суде, значит, качество судебного акта будет гораздо выше, - считает Жакип Асанов.
Четвертый камень - административная юстиция. Глава ВС привел пример, когда в судебной тяжбе зачастую сталкиваются неимущие, пожилые граждане с гос­органами, имеющими штат юристов и мощный адмресурс.
- Как можно сравнить шансы 70-летнего старика и госоргана? Страны Европы уже 200 лет назад используют адмсуды для споров с госорганами. Мировая практика показывает эффективность таких судов. Их у нас нет. Мы отстали! - констатировал Асанов.
Пятым проблемным камнем он назвал следственных судей, которые с прошлого года выдают все санкции, в том числе на арест имущества.
- Я надеюсь, эта практика круто изменится. Не изменится - будем ставить в установленном порядке ответственность таких судей. Арестовывают все: не только у подозреваемого, но и у родственников, друзей, детей. На днях приняли нормативное постановление. Теперь арестовывают только то имущество, по которому есть сведения о преступном происхождении. Если нет таких сведений, не надо арестовывать, мы не имеем права!
Компетентность судей - шестой камень. По словам Асанова, многие судьи рвутся работать в столицу. Так, за три с половиной года из других судов в Астану набрали 39 судей. Из них уже семеро освобождены за провалы в работе, пятеро не прошли аттестацию, трое наказаны, четверо ушли, потому что их собрались увольнять, и двое сами подали заявления об уходе.
- То есть 54 процента не справились с работой. Они прошли конкурс, мы все умные лица сделали и пропустили этих людей! - возмутился Жакип Асанов.
И, наконец, седьмой камень - цифровизация. Глава Верховного суда поставил задачу создать виртуальные суды, где не надо будет собирать всех участников процесса в зале суда.
- Представьте, компьютер за секунды обрабатывает всю судебную практику, законы и выдает каждому судье нужные рекомендации. Мы сейчас эти возможности IT-технологий должны сделать так, чтобы их эффективно мог использовать каждый судья. Конечно, для нас это кажется фантастикой, но совсем скоро это станет реальностью! - оптимистично завершил свое выступление Жакип Асанов.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото предоставлено пресс-службой Верховного суда, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее