1849

Борода в законе

Министерство по делам религий предлагает обществу своеобразный дресс-код

Что считать безобидным платком, а что - никабом? Какая длина бороды допустима, а какая будет считаться “радикальной”? Какие внешние атрибуты могут и должны насторожить полицейских и спецслужбы? На эти и другие вопросы отвечал в мажилисе министр по делам религий и гражданского общества Нурлан ЕРМЕКБАЕВ (на снимке), представляя законопроект по вопросам религиозной деятельности и религиозных организаций.

Министерство в контексте данного законопроекта предлагает расширить функции правоохранительных органов. В частности, предлагается разрешить полицейским вести слежку за подозрительными лицами, которые, как выразился министр, проявляют предпосылки к совершению преступлений или правонарушений. В этом случае сотрудники органов правопорядка получат право выносить таким лицам официальные предостережения.
- Если их действия могут привести к более тяжким правонарушениям, то полиция может ставить таких лиц на криминалистический учет, а также проводить для этого необходимые следственные действия. Эта норма вводится, чтобы не привлекать людей сразу к уголовной или административной ответственности, а сначала дать возможность правоохранительным органам вынести административное предостережение, - пояснил Ермекбаев.
После принятия данного законопроекта МВД и КНБ, как ожидается, издадут подзаконный акт, в котором определят внешние, идеологические и психологические признаки деструктивных религиозных течений, а Минрелигий введет запрет на публичную демонстрацию этих внешних признаков.
- Проповедование нетерпимости, одежда, закрывающая лицо, характерная борода, укороченные штаны... Но не каждый признак в отдельности, а только в комплексе. И специальная экспертиза будет давать определение, является ли это признаком деструктивных религиозных течений или нет, - разъяснил министр.
В кулуарах мажилиса журналисты попросили Нурлана Ермекбаева объяснить, как по внешним признакам полицейские будут определять, опасен человек или нет. По его словам, в подзаконном нормативном акте будут указаны не только конкретные признаки радикала, но и, возможно, даже эскизы одежды, бороды.
- Там, если надо, и длина бороды будет расписана. Речь не идет о любой бороде, речь не идет о священнослужителях. Речь идет только о тех, по кому будет принято решение, что эти люди придерживаются деструктивных религиозных течений. Наряду с внешними признаками будет играть роль то, что они говорят и пропагандируют. То есть специалисты не будут просто так, огульно всех подряд привлекать, - сказал Ермекбаев.
Он заверил, что в Казахстане по-прежнему будет гарантирована свобода вероисповедания. Если при проверке подозрительного лица выяснится, что те же укороченные штаны не являются атрибутом его религиозных воззрений с радикальным уклоном, то никаких мер к нему приниматься не будет. Глава Минрелигий также отметил, что полицейский, заметив подозрительное лицо, сначала побеседует с ним и, если будет необходимость, сделает предупреждение. Если налицо окажутся все признаки радикала, то соответствующие материалы будут переданы в суд для вынесения ему предостережения либо штрафа. Официальное предостережение будет направлено гражданину в письменной форме после проверки и подтверждения полученных сведений о его действиях. В этом предостережении лицу сообщат о недопустимости действий, создающих условия для экстремизма и терроризма, и об ответственности в случае их совершения.
В законопроекте предусмотрен запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица. Нарушение данного запрета влечет предупреждение либо штраф - 120 тысяч тенге, при повторном нарушении - 240 тысяч. Эта норма коснется не только казахстанцев, но и иностранцев и лиц без гражданства. Исключение составят лица с дипломатическим иммунитетом, а также участники спортивных мероприятий, строители, закрывающие лицо из-за погодных условий. В кулуарах Ермекбаев пояснил, какая одежда будет считаться противозаконной.
- По законопроекту ни слова нет по хиджабу. По орамалу (платок. - Л. Т.) нет ни слова. Речь идет об одежде, закрывающей лицо, - это никаб, паранджа. Это не только религиозные атрибуты, это может быть маска, балаклава (они тоже запрещены. - Л. Т.), - подчеркнул министр.
В этой связи мажилисмен Куаныш СУЛТАНОВ отметил, что по казахским обычаям и традициям девушки нередко надевают платок. Он призвал не путать платок и хиджаб и запретить только одежду, закрывающую лицо, потому что в казахских традициях никогда женщины не прятали своих лиц.
Законопроект также предполагает ряд запретов для детей, не достигших 16 лет. Им не разрешается посещать обряды и религиозные церемонии без сопровождения одного из родителей или совершеннолетних близких родственников, законных представителей. Запрет может распространиться и на случай, если один из родителей возражает, чтобы его ребенок посещал такое мероприятие. Наряду с этим министерство предлагает запретить религиозные обряды и церемонии по заключению или прекращению супружества вне культовых зданий.
- Незаконное бракосочетание, в том числе с несовершеннолетним лицом, часто проводится среди представителей деструктивных религиозных течений вне культовых зданий и учреждений. Как известно, такие брачные союзы порой расторгаются простым устным заявлением мужчины, в результате молодые женщины остаются с малолетними детьми без средств к существованию. Кроме того, есть случаи, когда женщин передают от одного мужчины другому, - поведал Нурлан Ермекбаев.
Законопроект также предусматривает запрет на получение религиозного образования за рубежом. Соответствующее разрешение можно будет получить только при наличии базового религиозного образования в Казахстане.

Из досье

- На реализацию госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму (2018-2022 гг.) планируется предусмотреть в госбюджете 286 млрд. 981,6 млн. тенге.
- Органы нацбезопасности намерены за пять лет более чем вдвое уменьшить число экстремистов в стране - на 65 процентов по сравнению с показателем 2017 года.
- Из зон боевых действий, лагерей и транзитных пунктов международных террористических организаций в Казахстан вернулись 125 соотечественников, 57 из которых осуждены за терроризм.
- По данным КНБ, за последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 440 рекрутов-казахстанцев.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с интернет-ресурсов, Астана

Кстати

Их миссия чревата хаосом, расколом и враждой

Выпускники сомнительных зарубежных религиозных учебных заведений названы источниками распространения радикализма в Казахстане, отмечается в проекте госпрограммы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в республике, рассчитанной на 2018-2022 годы.

“Источниками распространения радикальной идеологии продолжают оставаться граждане Казахстана, обучавшиеся в сомнительных зарубежных теологических учебных заведениях. С учетом не снижающейся в молодежной среде популярности получения религиозного образования, в том числе на неофициальной основе, необходимо совершенствовать меры по переориентированию молодежи на обучение в отечественных теологических или светских учебных заведениях”, - говорится в тексте проекта госпрограммы.
В документе, разработанном Комитетом нацбезопасности, отмечается, что “интенсивной пропагандой идей радикализма и терроризма в сознании казахстанского общества целенаправленно формируются идеи, чреватые разжиганием межконфессиональной вражды и розни, способные инициировать насильственные экстремистские и террористические акции”.
“Отмечается повышение качества технической, художественной и психологической составляющих размещаемых в Интернете информационно-пропагандистских материалов террористических организаций. Использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций значительно расширить свою аудиторию, перевести проводимую агитацию на системную основу. Внедрение радикальных идей и экстремистских взглядов в сознание отдельных категорий сограждан обусловило проявление ими крайних форм агрессии, а также создало предпосылки к утрате чувства патриотизма и национальной идентичности, культурно-нравственных и семейных ценностей”, - сказано в документе.
По мнению его авторов, бесконтрольное развитие этих процессов чревато увеличением количества лиц, разделяющих радикальные идеи, эскалацией насилия в обществе.
“Международные террористические организации, насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, раскол казахстанского общества по конфессиональному признаку, размывание национальной и религиозной идентичности. Указанное подтверждается произошедшими в 2016 году трагическими событиями в городах Актобе и Алматы. С 2014 года на ранней стадии приготовления предотвращено и сорвано 30 террористических акций (2014 год - 3, 2015 год - 4, 2016 год - 12, 2017 год - 11)”, - говорится в аналитической части проекта.
По информации КазТАГ

Поделиться
Класснуть