1302

Опрос на засыпку

Депутаты порылись в бюджете Министерства образования и науки и увидели в нем много интересного. Оказывается, ведомство в этом году запросило свыше 1 миллиарда (!) тенге на проведение… социологических исследований.
Об аппетитах МОН стало известно в среду на пленарном заседании мажилиса в ходе обсуждения законопроекта о внесении изменений в республиканский бюджет на 2018-2020 годы. Мажилисвумен Наталья ЖУМАДИЛЬДАЕВА спросила у министра образования и науки Ерлана САГАДИЕВА, зачем он просит дополнительно 800 млн. тенге на проведение аналитических и социологических исследований, учитывая, что в этом году министерство уже получило на эти цели 460 лямов.
- В чем такая острая необходимость, чтобы тратить в один год 1 млрд. 300 млн. тенге на социологические исследования? Или у вас уже нет трехсменных и аварийных школ? Вы полностью решили вопросы дополнительной оплаты учителям? И неужели 460 млн. тенге - это мало? - сыпала вопросами депутат.
Дополнительные исследования, как заявил Сагадиев, нужны на три важных направления: переход на латиницу, программу “Рухани жангыру” и на исследования в рамках членства в комитете по образованию и науке ОЭСР. Тут спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН напомнил, что в стране продолжают работать сорок пять аварийных и 127 школ с трехсменным обучением. К слову, исследовательский дух проснулся не только у Минобра. По словам спикера, на проведение социологических исследований еще семнадцать госорганов запросили в общей сложности более
10 млрд. тенге.
- В этом же бюджете, к примеру, на пособия лицам, осуществляющим уход за инвалидами, предусматривается 2,7 млрд. Министерству внутренних дел на фоне прошедших недавно паводков при уточнении бюджета сейчас выделяется 1,6 млрд. тенге. У нас что, в сфере социологических исследований сложилась бόльшая чрезвычайная ситуация, чем с паводками?! - возмутился Нигматулин.
В прошлом году, отметил он, МОН запрашивало тоже немалую сумму на социо­логические исследования.
- Складывается впечатление, что у вас план такой: каждый год нужно потратить больше 1 млрд. на социологические исследования. И кто бы возражал, Ерлан Кенжегалиевич, против этих исследований? Если бы можно было оценить или хотя бы увидеть, не говоря уже о том, чтобы применить результаты таких исследований, - вздохнул Нигматулин.
Он привел пример темы исследования, которое проводит Минобрнауки: “Экспертно-аналитическое сопровождение реализации некоторых мер государственно-коммуникативной политики в условиях процесса модернизации современного Казахстана”.
- Какую возникшую проблему прикладного характера в системе образования будет решать это исследование? Но между тем на эту исследовательскую работу министерство просит почти четверть миллиарда! О каком переходе на латиницу вы говорите? - иронично отметил глава мажилиса.
Изрядную порцию критики на пленарке схлопотал также министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут АТАМКУЛОВ. Как рассказал мажилисмен Сергей ЗВОЛЬСКИЙ, Министерство сельского хозяйства ежегодно заказывает у Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности снимки дистанционного зондирования земли. На эти цели Минсельхозу из бюджета выделяется 600 миллионов тенге в год. И все бы ничего, но, как выяснилось, МСХ не устраивает качество этих снимков. Так, в прошлом году 75 процентов снимков оказались непригодными.
- В будущем Минсельхоз планирует отказаться от таких услуг. Зачем планировать такие расходы, если результаты никому не нужны? - поставил вопрос ребром Звольский.
В ответ Атамкулов заверил, что в этом году министерство обеспечит качество снимков, и привел множество доводов, которые не убедили Нурлана Нигматулина:
- Вокруг да около ходите. Вы обеспечиваете качество или нет? Ваши специалисты отвечают: какой-то процент маленький от угла наклонения. А остальное - саранча, облачность, снежный покров. Слушайте, облачность всю жизнь будет, саранча периодически бывает, снежный покров - у нас физиологически такое состояние зимой. Это же государственные деньги, вам госзаказ дается! Кто потом принимает эти снимки, если 75 процентов из них непригодны для аграриев?
Бейбут Атамкулов пообещал обеспечить надлежащее качество и как бы между делом заметил, что стоимость снимков у подведомственного ему министерства в несколько раз дешевле, чем у зарубежных коммерческих организаций.
- Вы сейчас выступили не как министр, а как один из знаменитых участников Алайского базара: “У меня товар хуже, но дешевле”, - оставил за собой последнее слово Нурлан Нигматулин.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть