3712

На ЕНПФ не надейся

Банкам второго уровня выделят 200 млрд. тенге из Единого накопительного пенсионного фонда на приобретение облигаций. Председатель Нацбанка Данияр АКИШЕВ полагает, что данная мера поддержит финансовые институты, чтобы они могли кредитовать экономику страны. Но в жилищную программу пенсионным накоплениям граждан путь заказан. Извечные вопросы конфликта интересов кредиторов и заемщиков обсуждали вчера на парламентских слушаниях в сенате.

Итак, финансовый регулятор решил возобновить облигационную программу с вливанием инвестиций ЕНПФ в банки и корпоративные казахстанские эмитенты.
- В целях снижения риска концентрации пенсионные активы будут инвестироваться в размере не более 50 процентов от объема каждого выпуска облигаций. Предполагается взимание штрафа при досрочном изъятии и возврат не ранее 30 дней, - отметил Акишев.
- Такая политика не только стимулирует иждивенческие настроения у собственников банков, но и подрывает здоровую конкуренцию в финансовой сфере, неблагоприятно влияет на состояние банковского сектора, его репутацию, - выразил свое несогласие спикер сената Касым-Жомарт ТОКАЕВ. - Поддержка несостоятельных банков за счет финансовых ресурсов государства, надеемся, станет последней вынужденной мерой.
Наряду с этим глава сената предложил законодательно ограничить возможность банков кредитовать своих акционеров и связанных с ними лиц, чтобы снизить риск вывода активов. В этом контексте Токаев напомнил требование Нурсултана НАЗАРБАЕВА о том, чтобы акционеры проблемных банков вкладывали собственные средства в их оздоровление и возвращали выведенные ранее деньги.
В этой связи Нацбанк предлагает жестче контролировать топ-менеджмент банков.
- В Казахстане часто руководителями финансовых организаций были люди, которые ранее были замечены в мошеннических схемах, которые реализовывались в других банках. Но, к сожалению, правовая основа не позволяет отказать этому человеку занять должность в финорганизации. Он не имеет судимости, мы можем только догадываться. То есть его репутация подмочена, но, к сожалению, применить к нему меру и не согласовать назначение мы не могли. При надзорном суждении (о реальном финсостоянии банка. - Л. Т.) мера воздействия будет такая, что мы откажем этому человеку в согласовании (должности. - Л. Т.), - пояснил Акишев.
Кроме того, добавил он, новые полномочия Нацбанка, если их одобрит парламент, позволят согласовывать кандидатуры лиц, которые по формальным признакам не подходят на руководящую должность, но имеют успешный опыт в признанных международных фин­организациях.
Отдельно Данияр Акишев остановился на жилищной программе “7-20-25”. Нацбанк предлагает запретить гражданам, уже имеющим жилье, участвовать в данной программе.
Кроме того, в программе будет установлена предельная стоимость жилья. В частности, в Астане, Алматы, Актау и Атырау нельзя будет приобрести квартиру дороже 25 млн. тенге. Во всех остальных регионах предельная цена покупаемого в ипотеку жилья составит 15 млн. тенге.
В кулуарах корреспондент “Времени” спросил у Данияра Акишева, как он относится к предложению секретаря партии “Нур Отан” Габидуллы АБДРАХИМОВА позволить казахстанцам использовать свои накопления в пенсионном фонде для первоначального взноса по программе “7-20-25”.
- Нет! Национальный банк абсолютно не поддерживает такую идею! - отрезал Акишев. - Средства, которые граждане копят в ЕНПФ, направлены на обеспечение их нетрудоспособности по достижении пенсионного возраста, а не для того, чтобы решать их социальные проблемы в данный момент. Это концепция, которая у нас принята. Поэтому мы отрицательно относимся к этой идее и таких схем не предполагаем.
- Но при этом вы собираетесь выделить из ЕНПФ 200 млрд. тенге банкам на облигации, - резонно заметили журналисты.
- Речь будет идти только о стабильных финансовых институтах, которые не имеют плохих показателей, - парировал глава финрегулятора. - Мы эту программу запустим только на принципах, когда риск банка будет брать на себя не только ЕНПФ, но и другие участники финансового рынка. Мы определим перечень банков и предоставим его обществу. Это будет абсолютно прозрачная система. Раньше Нацбанк не информировал никого и покупал облигации, - заметил в заключение Данияр Акишев.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана

Поделиться
Класснуть