⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Нам чужого не надо - свое некуда девать

Аскар ДЖАЛДИНОВ

Невероятно, но факт. В Казахстане наблюдается переизбыток бензина АИ-92. Все три отечественных НПЗ практически завершили свою модернизацию и производят больше этого топлива, чем необходимо сейчас на внутреннем рынке. В связи с этим правительство ломает теперь голову, куда девать излишки и как снизить импорт российского бензина в Казахстан. Плюс ко всему производство АИ-80 для рынка практически прекращено. 

В текущем году, после проведения модернизации, ожидается выход на полный производственный режим трех отечественных НПЗ. Завершена модернизация Павлодарского НПЗ, Атырауский НПЗ находится на стадии пусконаладочных работ, в сентябре этого года ожидается завершение второго этапа модернизации Шымкентского завода. И уже сейчас положительные результаты рынок стал ощущать. Из-за того, что все резервуары теперь забиты казахстанским бензином, мы наблюдаем значительное снижение цен на АИ-92. Отечественное топливо продается сейчас в среднем по 151 тенге за литр, но на заправках есть еще российский бензин, и его цена держится на уровне 160 тенге за литр.
Профицит АИ-92 на внутреннем рынке по состоянию на 14 мая 2018 года составляет 284,9 тыс. тонн. Перенасыщению этим видом топлива также способствуют действующий запрет на экспорт светлых видов нефтепродуктов, а также активный импорт из соседней России. Раньше мы в год закупали оттуда около миллиона тонн бензина. Если этот объем будет таким же, то казахстанские заводы окажутся в незавидном положении. Переизбыток на внутреннем рынке приведет к снижению объемов отгрузки нефтепродуктов с казахстанских НПЗ, случится затоваривание заводских резервуарных парков, а также всех нефтебаз страны. Это приведет к вынужденному снижению переработки нефти и производства нефтепродуктов.
Как стало известно нашей редакции, правительство страны прорабатывает вопросы по обеспечению комфортного баланса потребления между объемами производимых отечественными НПЗ и ввозимых нефтепродуктов. Поговаривают, что возможно будет введено ограничение поставки российского бензина АИ-92 по железной дороге и может быть повысят ставки акциза импортного бензина с 4500 тенге за тонну до 10 500 тенге.
В любом случае нашему правительству уже сейчас надо решать вопросы экспорта казахстанского бензина. Но из-за подписанных в рамках ЕАЭС соглашений есть ограничения по продаже ГСМ за пределами экономического союза. Разве что возможно договориться на межправительственном уровне с Кыргызстаном и Узбекистаном.
А что касается новости по прекращению производства бензина АИ-80, то этот разговор Минэнерго РК ведет уже последние два года. Именно цена этой марки бензина до сих пор регулируется государством. Сейчас на заправках ценник 89 тенге за литр. На другие виды ГСМ уже нет никакого госрегулирования. Да и производство низкооктанового топлива устарело технически и морально. Модернизация заводов не предусматривает выпуск 80-го бензина, да и население уже давно не заливает его в баки своих машин, за исключением старых советских грузовиков. При этом существует определенный теневой бизнес. Это когда АИ-80 бодяжат присадками и продают потребителям как АИ-92. Соблазн-то велик, разница в цене почти 72 тенге за литр. Именно по этим причинам Министерство энергетики Казахстана планирует снять с госрегулирования цену на АИ-80.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Астана

Загрузка...
Астропрогноз
на 25 сентября

Золотые слова

«- Если не будете помогать киноиндустрии, то так и будете всю жизнь смотреть “Ленин в октябре” да “Человек с ружьем”, да прос­тят меня коммунисты... »

Нурлан НИГМАТУЛИН, председатель мажилиса:
Сказано представителю Миннацэкономики на пленарном заседании в среду.
Вопрос на засыпку

Как, на ваш взгляд, побудить будущих матерей внимательнее относиться к своему здоровью?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева