18857

Работать над ошибками!

"Нам еще предстоит заслужить доверие общества. Пока мы этому не научились"

Министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ (на снимке) - крепкий орешек. Про таких еще говорят: умеет держать удар. Человек, крови которого сегодня жаждут многие - журналисты, блогеры, активисты (список можно продолжать), держится уверенно, смотрит собеседнику прямо в глаза, даже шутит...
Хотя он отнюдь не баловень судьбы, не "паркетный" генерал. До министерского кресла добрался, что называется, с земли - был опером, следаком, важняком. Такого, кажется, ничем не испугаешь - ни острым "пером", ни колким вопросом.
Но, похоже, даже он не ожидал такого прессинга, какой устроило общественное мнение ему и всей полицейской системе, на вершине которой Калмуханбет Касымов удерживается дольше всех предшественников - вот уже семь с лишним лет.

- Калмуханбет Нурмуханбетович, какой была ваша первая мысль, когда вам сообщили о смерти Дениса ТЕНА от удара ножом - в центре Алматы, да еще среди белого дня? Вы подумали "Все, ухожу, в отставку!" или же "Так больше нельзя - всех уволю!"?
- И ни то и ни другое. Первая мысль была: как можно скорее найти преступников!.. Это потом, когда поднялся шум - ату его, в отставку! - подчиненные предлагали: давайте проведем совещание в Алматы, объявим о смене руководства ДВД, спустим, так сказать, пар. А за что снимать, если уж говорить прямо, Кудебаева (генерал-майор Серик КУДЕБАЕВ, с 2013 года по сей день возглавляет ДВД Алматы - Ред.) или его зама по оперативной работе? Они ведь четко сработали...
- Неужели?
- Да! Наша задача - раскрывать преступления. Они с этой задачей справились...
- Кто "они"? Насколько известно, генерал Кудебаев был в отпуске. И его первый заместитель полковник Нурлан МАСИМОВ тоже... Кстати, как такое стало возможным? Ведь, по сути, ДВД крупнейшего города страны оказался обезглавлен!
- Как это обезглавлен? Заместитель Избасар БЕКТУРОВ исполнял обязанности начальника ДВД и первым прибыл на место происшествия. Заместитель по оперативной работе Нурлан Масимов был на месте, но Бектуров - исполняющий... Мы бы его просто не поняли, если бы он отправил Масимова, а сам не поехал. А начальник ДВД в отпуске-то успел побыть всего два дня...
Он прибыл в Алматы и лично участвовал в операции. Но прежде всего из Астаны по моему распоряжению вылетел начальник департамента криминальной полиции МВД Арманбек БАЙМУРЗИН. Он взял на себя командование операцией.
- А вы? Сегодня многие задают этот вопрос: почему сразу же не прилетел министр?
- Я был в командировке в Актау, но мне постоянно докладывали картину с места событий - сначала оперативный дежурный МВД, потом мой первый заместитель...
А потом, когда уже Баймурзин возглавил операцию, ее ход был у меня на непрерывном контроле: докладывали ежечасно - какие силы задействованы, какие меры предпринимаются по установлению и поиску подозреваемых. Я тогда уже из Актау в Баку прилетел на заседание совета министров внутренних дел стран СНГ.
Разве нельзя было экстренно оставить кого-то вместо себя и вылететь в Алматы?
- В этом уже не было смысла: ночью, около двух часов, мы задержали первого, днем - второго. Кроме того, в Алматы вылетел мой первый заместитель - Жанат СУЛЕЙМЕНОВ. Операция по установлению и задержанию преступников была четко организована и завершилась быстро и успешно.
Ну да, это мы знаем...
- Но вы не знаете, как мы ее провели, никто не знает...
- А вы расскажите!
- Зачем? Чтобы преступники, прочитав вашу газету, знали, как им поступать в следующий раз, чтобы не поймали? Скажу одно: внезапно провели по городу масштабную целевую операцию, задействовали сотрудников многих служб, "просеяли" данные своих информационных банков и учетов, действовали быстро и слаженно, опросили сотни граждан, работали, что называется, и день и ночь… И наутро, когда операция была завершена, картина стала предельно ясна. Был установлен и задержан первый подозреваемый, а также установлен район нахождения второго. Безусловно, в основе такого успеха - профессиональное мастерство оперативников ДВД Алматы.
- А что вы тогда скажете про их коллег из полиции Астаны? Ведь это они отпустили того же Армана КУДАЙБЕРГЕНОВА (один из подозреваемых в убийстве Тена. - Ред.), когда он срезал зеркала с машины Сапара ШАМШИЕВА.
- Шамшиев? А... ну да, тот потерпевший...
...который утверждал в интервью нашему корреспонденту, что Кудайбергенова задержали, привезли в Алматинский РУВД столицы, а потом отпустили, даже не закузировав факт задержания, и отрывной талон ему выдали, толком не заполнив... И на электронной карте преступления грабеж не был отражен... Что с этим прикажете делать?
- Начнем с того, что Кудайбергенова задержал полицейский патруль при попытке кражи с автомашины, после нами был найден поврежденный автомобиль, установлен его владелец.
Задержанный был доставлен в отдел полиции, факт сразу же был зарегистрирован в ЕРДР. Сама карта уголовных правонарушений для общего пользования составляется комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры.
- Речь же о другом: Шамшиев утверждает, что его в Алматинском РУВД водили за нос. Сначала обещали, что Кудайбергенов не выйдет из СИЗО до суда, а позже сказали, что он отпущен под подписку о невыезде, а точнее - под обязательство явки к следователю. В Фейсбуке даже гуляет версия, что его отпустили специально - чтобы ехал в Алматы собирать "рахмет" для "добрых" полицейских! Что вы на это скажете?
- Конечно же, последнее - это глупая выдумка. Такого не было. Во всяком случае, он сам непременно упомянул бы об этом в своих показаниях, чтобы "потащить с собой" полицейских. Но он ничего подобного не сказал. Кудайбергенов в отличие от того же Нуралы КИЯСОВА (второй подозреваемый в убийстве Тена. - Ред.) опытный преступник. Он знает законы, и, кстати, именно поэтому он просил дознавателя: дайте мне телефон потерпевшего - я хочу с ним примириться. Да, дознаватель обязан сообщить подозреваемому и потерпевшему о возможности примирения, но только в рамках проводимого расследования при допросах. Спрашивать разрешения дать телефон для примирения он не должен. Вот по этому поводу мы с этой женщиной, дознавателем будем разбираться - вплоть до увольнения. . Больше полицейских Алматинского РУВД Астаны винить не в чем...
- Как не в чем? Они же отпустили человека, уже судимого за грабеж, рецидивиста! То есть полиция, фактически оставляя одно преступление безнаказанным, поощряет преступника к совершению другого. Ведь так?
- А что они сделали против закона? Факт зарегистрировали. Уголовное дело расследовали по новому законодательству в упрощенном порядке, а дело в электронном формате должно было быть отправлено в установленном порядке в прокуратуру к 26 июля т. г. В чем вина дознавателя? Она абсолютно законно избрала меру принуждения в виде обязательства о явке в суд. Вот статистика: за первое полугодие 2018 года совершен 2271 уголовный проступок и 12 тысяч преступлений, из них средней тяжести - 9548. Но по ним мы не имеем права арестовывать.
- Вы хотите сказать, что гуманизация уголовного законодательства играет на руку преступникам?
- Государство проводит курс на гуманизацию уголовно-правовой политики. В последние годы доля применения наказаний, альтернативных лишению свободы, возрастает. Необходимость применения этого положительного института очевидна. Значительно сократилось тюремное население. Сложилась устойчивая тенденция сокращения преступности в стране - на 7-10 процентов ежегодно.
Одним из направлений модернизации нашей уголовно-правовой политики явилась гуманизация системы наказаний за преступления небольшой и средней тяжести, внушительную часть которых составляют именно кражи чужого имущества. За совершение преступлений этой категории законодательство допускает освобождение лица от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред, даже если преступление совершается им неоднократно. Именно это и оказалось, как Вы сказали, на руку преступникам. Надеюсь, в самое ближайшее время, а именно в сентябре, этот пробел в законодательстве будет устранен. Соответствующие поправки в действующее законодательство, разработанные нами в мае, уже предусмотрены в одном из законопроектов, находящихся на рассмотрении в парламенте.
- Давайте поговорим о реакции СМИ и общества на это преступление. Сразу же, когда это случилось, нужно было обратиться к людям: знайте, мы делаем все, чтобы найти убийц Тена, мы не допустим разгула преступности! Но вы - ни ДВД Алматы, ни МВД - ничего подобного не заявили.
Дошло до того, что небезызвестная Бахыт СЫЗДЫКОВА дозвонилась до вас, Калмуханбет Нурмуханбетович, и предложила чуть ли не свою помощь в организации встречи с общественностью...
- Знаете, мы, как только обстоятельства преступления были установлены и уточнены, через несколько часов в Алматы организовали пресс-конференцию. Затем неоднократно и от МВД, и от ДВД города информировали общественность о ходе расследования, о мерах по раскрытию убийства, о задержании подозреваемых... Заместитель министра по следствию провел пресс-конференцию в Астане. Наверное, этого было недостаточно - СМИ требовали министра, но я был в командировке.
Да, с Бахыт Сыздыковой была такая история. Находясь в командировке, я был реально загружен: деловые встречи, официальные переговоры с коллегами, регулярные телефонные звонки, связанные с раскрытием и расследованием убийства Дениса. И вдруг звонок: "Здравствуйте, вы помните меня? Я депутат такая-то. Хотите - организую вам пресс-конференцию?" Я ответил, что подумаю, отключился. Не придал особого значения этому разговору и погрузился в свои дела, поскольку в ее помощи в организации пресс-конференции совершенно не нуждался. С ней, кстати, лично не знаком, хотя видел несколько раз в парламенте. А на следующий день она выложила в Интернете свою фотографию, мою и написала: "Как я вам и обещала, провела переговоры с Касымовым насчет его отставки. Он обещал подумать". Представляете?! Что поделаешь, велико желание некоторых заявить о себе обществу, "пропиариться" - и не важно на чем! А насчет того, чтобы сразу обратиться к людям... Да, наверное, вы правы: мы этому пока не научились.
- И в соцсетях, влияние которых на общественный градус сегодня трудно отрицать, вас тоже не особо видно. А между тем в этих самых соцсетях жаждут крови - вашей или хотя бы начальника ДВД Алматы. Значит, не верят люди бравым рапортам о снижении преступности. Многие уверены: полицейская система прошла точку невозврата и не поддается реформированию.
- С этим я категорически не согласен! Но реформировать, модернизировать систему, конечно, надо.
- И вы знаете как?
- Знаю, реформирование - это закономерный процесс, цель которого - повышение доверия к системе МВД, прежде всего к полиции, и улучшение качества нашей деятельности.
И задача эта не из простых. Мы усиленно работаем над воспитанием кадров, над тем, чтобы навести порядок в собственных рядах. С нарушениями дисциплины, законности, коррупцией боремся жестко и принципиально. Мы не намерены скрывать эти позорные явления. Полиция доступна сейчас для населения. Работают "Блог министра", телефоны доверия, мониторим и реагируем на все критические публикации в СМИ…
Модернизация нашей системы немыслима и без повышения профессионализма сотрудников. И в этом плане сейчас делается многое.
Мы должны создать в стране эффективную систему профилактики правонарушений, это главная задача. Но не все здесь зависит от одной полиции. Эту архисложную проблему нам не решить без институтов гражданского общества, без усилий местных исполнительных органов, без общественных формирований правоохранительной направленности, без участия самих граждан. И, конечно же, нельзя не сказать о том, что система МВД нуждается сегодня в достойной социальной защите своих сотрудников, финансовом и материально-техническом обеспечении для внедрения в сферу борьбы с преступностью, для совершенствования механизмов охраны общественного порядка и обеспечения дорожной безопасности, в цифровизации и новых технологиях.
- Вот-вот! А в Алматы общественный совет сразу после убийства Дениса Тена предлагал повысить полицейским зарплату. А может быть, стоит изучить грузинский опыт?
- Да, я однозначно за такую зарплату полицейских, которой они бы дорожили и достойно могли содержать свою семью.
В свое время я обучался в Академии ФБР, стажировался в полицейских подразделениях США. И спросил однажды полицейского начальника: как ты своих сотрудников обеспечиваешь жильем, соцльготами? Он сначала не понял, потом говорит: я подчиненному представляю кабинет, форму, выдаю оружие. И он получает зарплату - 9 тысяч долларов в месяц. За это отрабатывает от и до. А где он будет жить и куда поедет отдыхать, меня не волнует.
Те же занятия по стрельбе. У нас строго: тогда-то и тогда-то все в тир. В Америке вечером сотрудник сам после работы спускается в тир и целый час тренируется. Сам, без команды! Почему? Потому что знает: завтра его меткость проверит комиссия, и если что не так, послезавтра не выдадут пистолет. А без пистолета не допустят к службе. И - прощай зарплата в 9 тысяч долларов!
Теперь о грузинском опыте. То, что можно было перенять у них применительно к нашим, казахстанским, реалиям, мы переняли и внедрили у себя. А в остальном не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Да, они построили прозрачные здания полицейских участков, включая стеклянное здание МВД. Поменяли часть личного состава. Но ведь страна-то меньше Акмолинской области! Вновь набранному составу повысили зарплату почти в 10 раз. В 2010 году. На сегодня того финансирования нет, и зарплата грузинского полицейского сейчас не так уж и высока, даже несколько меньше, чем у его коллег из ряда стран СНГ.
- Да уж, финансовые возможности и у нас не те. Но, может быть, прав один модный нынче адвокат, написавший в Facebook: мол, пора отобрать у МВД службу пробации, службу по ЧС, миграционную службу, даже жолпол. Отдать это все акиматам. Оставить полиции только борьбу с преступностью и охрану общественного порядка. Как вам такая идея?
- Действительно, МВД самое многофункциональное и многочисленное не только из правоохранительных, но и из всех государственных органов в стране. В 2011 году нам была передана уголовно-исполнительная система. Ранее почти 10 лет она находилась в ведении Министерства юстиции. Для принятия такого решения у правительства были достаточно веские основания.
До передачи уголовно-исполнительной системы в МВД в зонах правил не закон - правили криминальные авторитеты. За эти годы КУИС не построил ни одной колонии, ни одной не отремонтировал.А потом случилось самое худшее: криминальных авторитетов потеснили террористы - ваххабиты. В результате мы получили ЧП в Мангистау. Организовали внутри колонии мечеть, завезли оружие и устроили массовый побег. Кончилось все спецоперацией с жертвами. И это только один пример. Потом был Балхаш, где группа вооруженных заключенных пыталась совершить побег. Сейчас ничего подобного нет. Мы поменяли всю контролерскую службу, подняли ее сотрудникам зарплату. Приравняли их оперативников к нашим операм криминальной полиции. Постепенно переводим учреждения УИС на покамерное содержание осужденных, прорабатываем вопросы строительства новых учреждений.
В колониях осужденные получают общее, а также профессиональное образование по 35 различным наиболее востребованным на рынке труда рабочим специальностям. Это немаловажный фактор успешной ресоциализации лиц, отбывших наказание, их возращения в общество в качестве полноценных граждан.
Миграционную службу мы фактически полностью перевели в электронный формат: к нам люди уже почти не обращаются — идут в ЦОН. Да, мы производим паспорта. Но это персональные данные, безопасность нашей страны. Поэтому в тех же ЦОНах мы сидим на второй линии. Причем если раньше паспорта изготавливались в Алматы и Астане, то сейчас мы это делаем в Шымкенте и Актобе.
Мы поэтапно упрощаем процедуры в сфере миграции. Обеспечили через портал "электронного правительства" оформление регистрации граждан без посещения ЦОНа, отменили истребование правоустанавливающих документов на жилье и многое другое.
А вспомните, как нас ругали совсем недавно за регистрацию по месту жительства? Раньше это было отдано местным властям. И вот оказалось, что большинство приходили не за временной регистрацией, а приходили те, кто постоянно проживал в своих квартирах, домах, но не был зарегистрирован по месту жительства. То есть местные власти не знали, живет Касымов в своей квартире или нет. А как потом, скажите, искать людей, совершивших преступление, тех же Кудайбергенова с Киясовым? Они же гуляют по стране везде, но по документам их нет нигде! Как акиматам планировать развитие города, района, их инфраструктуру?
В 2014 году в ведение МВД передана система гражданской защиты в связи с тем, что в рамках проведенной правительством оптимизации системы государственного управления МЧС было упразднено.
С января 2016 года в стране создана и функционирует местная полицейская служба, в составе которой находятся участковые инспектора полиции, подразделения по делам несовершеннолетних, школьные инспектора, а также подразделения дорожно-патрульной полиции. Комплекс задач, решаемых местной полицией, действительно имеет местное значение. Поэтому повседневное руководство этой большой армией полицейских, а также решение региональных - городских, районных, всех вопросов, связанных с охраной общественного порядка, профилактикой правонарушений, обеспечением общественной и дорожной безопасности, возложены сегодня на акиматы.
По поводу всех этих крупных преобразований структуры и функций МВД могу сказать только, что вопросы, связанные с упразднением и созданием госорганов, изменением структур и перераспределением между ними государственных функций, находятся вне компетенции и полномочий отдельного госоргана. Эти вопросы решаются на уровне правительства и администрации президента страны.
- И все же народ не верит полиции... Вам не кажется, что стражи порядка и те, кого они призваны защищать, оказываются по разные стороны баррикад? Как реформировать полицию, чтобы люди доверяли правоохранительным органам?
- Мне абсолютно понятно такое восприятие... Мы с представителями различных институтов гражданского общества промониторили ситуацию и выяснили: всего около 20 процентов посетителей райотделов полиции приходят, чтобы заявить о конкретных преступлениях, еще процентов 10 разыскивают родственников. 70 процентов хотят получить консультацию: как прописаться? куда обратиться? Обращаются с жалобами на коммунальщиков, на плохие дороги, на торговлю и по многочисленным другим вопросам, не профильным полиции.
А оперативному дежурному полиции, буквально заваленному заявлениями, сообщениями о правонарушениях, их оформлением и онлайн передачей в органы прокуратуры, управлением и контролем за действиями патрульных нарядов, выездами следственно-оперативных групп на место происшествия, просто не хватает времени для обстоятельной беседы с каждым посетителем. Это справедливо возмущает и вызывает недовольство граждан.
В мае на заседании Совета безопасности глава государства поручил изучить вопросы модернизации правоохранительной системы. Сейчас над этим работают три рабочие группы из числа представителей правоохранительных органов, и до конца этого месяца они должны представить предложения в администрацию президента.
Безусловно, в числе мер по модернизации предполагается совершенствование системы управления органами внутренних дел, дальнейшее освобождение полиции от несвойственных, дублирующих функций, а также оптимизация численности, прежде всего вспомогательных служб нашей системы.
Американское агентство BLOOMBERG традиционно составляет рейтинг государств по, скажем так, уровню их "полицейскости" - численности полицейских на 100 тысяч населения. Казахстан в этом рейтинге занимает 6-е место в связи с тем, что у нас этот показатель якобы составляет 444 полицейских (по состоянию на декабрь 2015г.). Но это далеко не так.
Мы, как и наши российские коллеги, считаем рейтинг необъективным, а показатели численности полицейских явно завышенными.
Очевидно, что агентство при расчете данного показателя необоснованно исходило из общей численности аттестованного состава всей системы МВД, т.е. сотрудников всех полицейских служб, а также уголовно-исполнительной системы и органов гражданской защиты.
Вместе с тем по рекомендации управления ООН по наркотикам и преступности под понятием "полицейский" понимается только сотрудник, главной задачей которого является "предупреждение и выявление преступлений, ведение следствия по ним и ареста подозреваемых". По исследованиям ООН, исходя из этого, в среднем в мире на 100 тыс. человек приходится 300 полицейских.
Руководствуясь именно этим подходом, скажу, что число полицейских на 100 тыс. населения в Казахстане составляет 270, что на порядок ниже показателей стран постсоветского пространства и практически на уровне с развитыми странами дальнего зарубежья.
Я убежден, что у подавляющего большинства сотрудников есть понимание того, что доверие народа мы можем заслужить честным выполнением своего служебного долга, профессиональной и эффективной повседневной службой. И мы твердо идем по этому непростому пути.

Фото Владимира Заикина

Поделиться
Класснуть

Свежее